Форум » Политика » Православие и Белое движение. Священномученик Сильвестр (Ольшевский). Из писем адмиралу Колчаку. » Ответить

Православие и Белое движение. Священномученик Сильвестр (Ольшевский). Из писем адмиралу Колчаку.

В. Цветков: К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Из писем Священномученика архиепископа Омского и Павлоградского Сильвестра (Ольшевского) к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку. (материалы из готовящегося к изданию альманаха "Белая Гвардия" № 10. "Русская Православная Церковь и Белое движение".). Из писем священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку. Может быть, Вы найдете благоуместным и удобным какое-нибудь участие в крестном ходе войск? Прошу также не оставить меня уведомленном. Относительно описания знаменательной иконы Святилеля Николая наведены мною всякие справки, и такового не имеется в Омске. В начале 1918 года в Москве Священным Собором издано было иллюстрированное Описание произведенных большевиками разрушений Кремля и поруганных святынь – там имеется описание и Вашей святой иконы. Это книга Камчатского епископа Нестора. Имеется она, по сообщениям в Казани и в Перми у членов Собора, бывших в Москве в 1918 году. Достать можно, но с запозданием. Думаю, что для народного листочка можно было бы ограничится имеющимися краткими сведениями. Но, конечно, лучше было бы иметь под руками точное описание. При сем посылаю Вам книгу блаженного Августина «Исповедь». На днях представлю Вам книги Святителя Иоанна Златоуста. Покорнейше прошу держать у себя книги столько времени, сколько найдете нужным. Добрым вестям с фронта радуемся и готовим нашим воинам пасхальные подарки. Налаживаем и новый проповеднический отряд. Укрепи и благослови Вас Господь. Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец архиепископ Сильвестр. 8/21 марта 1919 г. ГА РФ. Ф. 341. Оп.1. Д. 52/1. Лл. 205-206. Оба обращения сданы в Штаб для напечатания, с пометой о разрешении со стороны Высшего Временного Церковного Управления. Согласно письму из Вашего Штаба с сообщением о необходимости для борьбы с большевистскими идеями послать в войска и в прифронтовые части в народ осведомителей и проповедников из 1). Священников, 2). Учителей и 3). Профессоров, всего в количестве нескольких десятков человек, нами намечено десятка полтора известных нам личностей, которым и отправлены запросы. Кроме того, предложено всем Епархиальным Архиереям указать способных и соответственных для этого дела лиц. В удовлетворение той же потребности момента, по моему предложению происходили собрания духовенства местного, пришлого и мирян для деятельного участия в полезной работе. Намечаем ряд мер, организуются Гермогеновское религиозно-патриотическое Братство (в честь Московского Патриарха Гермогена), приступили к делу патриотической нарочитой проповеди в городских церквах, совершено Богослужение в американском госпитале, намечается производство сбора белья для армии. Издательство до сих пор нам не давалось по техническим причинам в типографиях и по недостатку бумаги. Общая наша беда. Орган Высшего Церковного Управления «Сибирский Благовестник» выпущен в виде двух номеров в начале настоящего года, и дело стало. Правда, наш редактор-профессор придал ему слишком академический характер. Ныне мы решили, предоставив будущему академическое разрешение принципиальных вопросов, сделать его более легким орудием в удовлетворении потребностей момента, как в части неофициальной, так и в официальной. Обращение Святейшего Патриарха Тихона к народным комиссарам по поводу годовщины их владычества нами напечатано и рассылается не только по Омской епархии, но и по всем епархиям, подведомственным Высшему Управлению. Два печатных экземпляра при сем прилагаю. Взоры наши невольно приковывает к себе Уральский фронт. По обывательски думается, что сейчас страшно трудное, может быть, критическое переживаем мы время. Слабы духом, близки к унынию. Но верующие люди не могут не вспомнить слов Пророка: «Куда пойду от Духа Твоего» и т.д. (Псал. 138, стих 7-12). Все в руке Господней. Верующих людей Господь одновременно карает и милует. Мы, священнослужители, всячески умиротворяем народ. Веруем и надеемся прежде всего на милость Божию, а затем на Вашу мудрость и силу, как Господом поставленного Вождя войска и народа, - что в разрушительном напоре идущих к нам из-за Урала исчадий сатаны мы устоим, приняв жребий Божий. Божия помощь и Божие благословение да пребудут с Вами! Душевно приветствую Вас с возвращением в правительственный град в добром здоровье. Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец, Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский 14/1 июля 1919 г. г. Омск. ГА РФ. Ф. 9431с. Оп.1. Д. 206. Лл. 1- 3. Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский (1920 г.) Священномученик Сильвестр (в миру – Ольшевский Иустин Львович), родился 31 мая 1860 г. в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии, в семье диакона. В 1883 г. окончил Киевскую Духовную семинарию, а в 1887 г. — Киевскую Духовную академию. После окончания академии работал преподавателем Закона Божия, а с 1889 г. состоял в должности епархиального Киевского миссионера. Проявил себя ревностным противником секты штундистов. С 1890 г. стал Полтавский епархиальным миссионером, преподавая в Полтавской Духовной семинарии. В 1892 г. он был рукоположен в сан пресвитера. В 1910 г. о. Иустин принял монашеский постриг с именем Сильвестр и вскоре был возведен в сан архимандрита. 16 января 1911 г. о. Сильвестр был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавского. В 1914 г. стал епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. В 1915 – 1920 гг. руководил Омской и Павлодарской кафедрой, будучи 22 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. Благословил ген. Л.Г. Корнилова, незадолго до событий Февраля 1917 г. В 1917-1918 гг. участвовал в заседаниях Поместного Собора в Москве. Когда в Омске были большевики, в ночь на 6 февраля 1918 г. после крестного хода владыка был арестован, а его эконом Николай Цикура, не пускавший пьяных матросов в келью, убит. После освобождения Омска от большевиков, с июня 1918 г. церковное служение владыки Сильвестра стало неразрывно связано с Белым движением. В ноябре 1918 г. в г. Томске прошло Сибирское церковное совещание из 13 архиереев и 26 членов Всероссийского Собора, на котором было организовано Временное Церковное Управление во главе с высокопреосвященным Сильвестром. По его инициативе был отменен безбожный декрет от 19 января 1918 г., полностью восстановлена пастырская и миссионерская деятельность в Сибири и на Дальнем Востоке, восстановлены военные священники в частях белой армии. Архиепископ Сильвестр духовно поддерживал Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. Он привел его к присяге 29 января 1919 г. и благословил. Под его руководством в Сибири выпускались брошюры антибольшевицкого содержания, журналы «За Русь Святую» и «Сибирский благовестник». В августе-сентябре 1919 г. владыка поддержал идею создания Дружин Святого Креста – воинских формирований, построенных на принципах защиты Православной Веры от безбожников. После отступления белой армии из Омска в ноябре 1919 г. архиепископ Сильвестр остался в городе, был заключен в тюрьму и принял мученическую кончину 26 февраля 1920 г. Он причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Это первая канонизация омского святого за всю историю Омско-Тарской епархии. 22 июля 2005 г. его останки были чудесным образом обнаружены при раскопках нижней части Омского Успенского кафедрального собора. День его памяти отмечается ежегодно 26 февраля.

Ответов - 44, стр: 1 2 All

Леонид:

В.Ж. Цветков: В советских источниках по истории гражданской войны, а также в советской атеистической литературе нередко встречались упоминания о неких воинских частях на Восточном фронте, состоящих из монахов/священников/монахинь. Якобы идущих на красные части, чуть ли что не в «психические атаки» с крестом и винтовкой (интересно в какой руке сии «монахи» держали и то и другое ). Тут можно отметить вот что. Все монахи и священники (если речь идет, конечно, не о самочинных «попах») безусловно учитывались в епархиальных документах. В Сибири в начале ХХ века их было очень мало (сохранились ходатайства о присылке в епархии священников для приходов). Монастырей – также крайне недостаточно, монахов тоже немного (на огромную Енисейскую губернию, например, всего 4 мужских обители и 2 женских, а в Тобольской – 3 мужских обители и 4 женских). Поэтому любые «перемещения» священнослужителей по территориям епархий Востока России были бы отмечены в документах Высшего Церковного управления. И такой факт, как собрание в одном месте (допустим, для формирования воинской части) не прошел бы незамеченным. Иное дело – действительно довольно много в Сибири оказалось беженцев из закрываемых большевиками храмов и монастырей центра России. Но, по указаниям архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского) все они должны были направляться на службу в сибирские приходы и в воинские части, а не в отдельные «формирования». Ну и весьма риторически может прозвучать вопрос о том как может священник или монах стать в ряды воинской части в качестве бойца??? Только если уж будет лишен сана. Что могло быть в реальности. Полковые священники (а они были во всех воинских частях у Колчака), конечно, могли идти в атаку. Но не в одиночку и не в составе воинской части из таких же, как они. А поднимая солдат в атаку. Убеждая их в защите Православной Веры от «безбожного Интернационала». Вдохновляя на ратные дела. Так было в годы Великой войны и, безусловно, не могло не быть в годы войны гражданской. Идущий в первых рядах атакующих белых солдат полковой священник, наверное, так сильно влиял на грешные души красногвардейцев, что и складывалось впечатление о многочисленных рядах «черного воинства» - духовенства, идущего в атаку. Только не в атаку «психическую», а в бой и за эти самые заблудшие, грешные души. Против «духов злобы», а не с целью захватить выгодную позицию на поле боя…

Леонид: Просто довольно часто красные на самых разных направлениях (и по времени тоже) упоминают таковых.Складывается впечатление,что духовенство активно учвствовало в событиях именно военного характера (а не только духовного окормления колчаковских частей и сбора подарков и средств).


Леонид: Хочется неолько слов сказать и по такому вопросу.Интересует такой момент-по различным данным в самых разнообразных частя колчаковской армии существовали иконы частей (продолжая традицию РИА).Навскидку приходят в голову икона-складень отряда Анненкова (к сожалению не знаю что на ней было изображено),икона Александра Невского,бывшая с отрядом Дутова,оборонявшего Оренбург,Табынская икона Божьей Матери,бывшая с Оренбургской армией в Голодном походе,пришедшая с армией в Семиречье,а затем и в Китай;икона Азиатской дивизии,потерянная при оступлении под Троицкосавском летом 1921 года. В связи с этим хотелось бы обратится к коллегам с просьбой поделится информацией на эту тему.

В.Ж. Цветков: Да, есть по этому поводу информация. Постараюсь в ближайшее время написать.

Леонид: Большое спасибо,что откликнулись,Василий Жанович!Буду ждать!

В.Ж. Цветков: Здравствуйте, уважаемый Леонид Геннадиевич! Полной информации нет, но есть отдельные сведения. 1-й Корниловскй ударный - икона Святых Фрола и Лавра (в память Лавра Георгиевича Корнилова), 2-й Корниловский ударный - икона Святого Равноапостольного Князя Владимира. 1-й Офицерский генерала Маркова полк - икона Преподобного Сергия Радонежского (память генрала Сергея Леонидовича Маркова). Алексеевский партизанский - икона Архистратига Божия Михаила (память генерала Михаила Васильевича Алексеева, в этот Праздник всех небесных сил бесплотных - полковой праздник). 1-й стрелковый генерала Дроздовского полк (насколько я помню) тот же образ.

Леонид: Здравствуйте,уважаемый Василий Жанович! Большое спасибо за информацию.Навскидку добавлю,что у 4-й батареи Марковской артбригады была икона Св.Апостола Иоанна Богослова (позднее вывезена в эмиграцию). Особенно Восток интересует в этом смысле.

В.Ж. Цветков: Здравствуйте. Тут очень возможно, что на Востоке формируемым частям передавались Святыни полков еще Императорской армии (сибирским стрелкам). Во всяком случае, совершенно точно, что гвардейские части в составе ВСЮР имели те же иконы, что и в РИА. То же и в отношении полков преемственно ведущих свою родословную от РИА. Новые сформированные - нужно смотреть.

Леонид: Это вобщем предсказуемо и понятно.Интересуют в первую очередь новосформированные формирования. А где можно посмотреть какие полковые образы были у гвардейцев?

В.Ж. Цветков: Можно судить, в частности, по эмиграции. Полковые иконы сохранились в храме Святого благоверного Князя Александра Невского в Париже. Среди них: икона Преображение Господне Л.-Гв. Преображенского полка; икона Введение во Храм Пресвятой Богородицы Л.-Гв. Семеновского полка, икона Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца гусарского Изюмского полка. В Русской армии, в период от Петра I до адмирала Колчака и генерала Дитерихса (последних досоветских главнокомандующих российскими вооруженными силами), основной структурной единицей (аналогичной приходу) в среде военного духовенства являлся полк (или отдельная воинская часть). Полк получал освященные на особой церемонии знамя или штандарт (в кавалерии). Со времени царствования Императора Александра III на знаменах или штандартах вышивалась икона полкового праздника или Лик Спаса Нерукотворного. Знамя или штандарт передавались из поколения в поколение и, в случае «совершенной ветхости», передавались в полковой музей, располагавшийся, нередко, при полковых храмах. Как известно, потеря знамени считалась тяжким преступлением и могла привести к незамедлительному расформированию полка. Каждый полк имел свой полковой праздник, связанный или с днем памяти Православного святого или с определенным Церковным Праздником. Например: Преображение Господнее Л.- Гв. у Преображенского полка, 9-го гренадерского Сибирского, 131-го пехотного Тираспольского, 7-го Сибирского стрелкового полков; Рождество Пресвятой Богородицы у 16-го уланского Новоархангельского и 17-го уланского Новомиргородского полков; Введение во Храм Пресвятой Богородицы Л.-Гв. у Семеновского полка, 207-го пехотного Новобаязетского полка; Святая Троица Л.-Гв. у Измайловского полка, 2-го гренадерского Ростовского полка, 81-го пехотного Апшеронского полка; Вознесение Господне – у 45-го пехотного Азовского полка; Покров Пресвятой Богородицы у 18-го гусарского Нежинского, 25-го пехотного Смоленского полков; Знамение Иконы Божией Матери Новгородской у 123-го пехотного Козловского полка; Владимирская Икона Божией Матери у 15-го пехотного Шлиссельбургского полка, 61-го пехотного Владимирского полка, 1-го Лейб-драгунского Московского полка; Казанская Икона Божией Матери у 39-го пехотного Томского полка, 201-го пехотного Потийского полка, 17-го Туркестанского стрелкового полка; Иверская Икона Божией Матери у 115-го пехотного Вяземского полка; Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел у 15-го драгунского Переяславского, 16-го драгунского Тверского, Приморского драгунского полков, 14-го пехотного Олонецкого полка; Святые Захарий и Елисавета у Кавалергардского полка, Святой Иоанн Предтеча у 17-го стрелкового полка; Святой Апостол Андрей Первозванный у 6-го сибирского стрелкового полка; Святитель Николай Чудотворец Л.-Гв. у 3-го стрелкового полка, 93-го пехотного Иркутского и 104-го пехотного Устюжского полков; Святой Великомученик и Победоносец Георгий у 14-го драгунского Малороссийского полка; Святой благоверный князь Александр Невский Л.-Гв. у Павловского полка, 11-го гренадерского Фанагорийского полка, 62-го пехотного Суздальского полка; Священномученик Мирон пресвитер Кизический Л.-Гв. у Егерского полка; Святой Пророк Самуил у 40-го пехотного Колыванского полка; Святые благоверные Константин и Елена у 7-го гренадерского Самогитского полка; Святители Московские Петр, Алексий и Иона у 65-го пехотного Московского полка; Святитель Николай Кочанный у 12-го, 13-го, 15-го, 19-го саперных батальонов; Святой Преподобный Сергий Радонежский у 17-го саперного батальона и другие примеры.

Леонид: А какие-то особенности были у казачьих войск?Как соотносились иконы полковые и всего войска?Войсковая хранилась в кафедральном соборе войска,а полковые при полках?

В.Ж. Цветков: У каждого Войска - свой Небесный Покровитель. Аксайская икона Пресвятой Богородицы - у Донского войска, Архангел Михаил - у уральцев, Николай Чудотворец - у сибиряков. Остальные войска тоже можно уточнить. Иконы и полковые и войсковые должны были быть в походной церкви каждого полка. Но помимо войсковой иконы, конечо, в каждом полку были и свои. Причем не одна, а несколько и разных периодов (чем старше полк, тем больше у него ргалий). На время походов - брали с собой. По возвращении - могли переноситься в кафедральный собор или в полковой храм (при казармах).

В.Ж. Цветков: Немного возвращу нашу уважаемую аудиторию в прошлое из современности и вот еще один документ, связанный с пастырским служением Священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского. В истории Белого движения в России тесно связаны судьбы Священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского и Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. Владыка Сильвестр был духовником адмирала. Документов тех лет сохранилось не так много: несколько писем, статьи в газетах, подписанные документы. Показательно, что Колчак стремился всячески подчеркнуть духовный характер борьбы с советской властью. Сохранилось написанное Верховным Правителем обращение о целях Белого движения, которое получило одобрение архиепископа. Приводим текст этих двух примечательных документов, сохранившихся в фондах Государственного архива Российской Федерации. В канцелярию Верховному Правителю. 9/22 декабря 1918 г. Заслушав и обсудив проект обращения Верховного Правителя к населению России, Высшее Временное Церковное Управление с восторгом приветствует в Верховном Правителе святое чувство любви к нашей больной Родине, которая призывается к оздоровлению на началах правопорядка, законности, уважения к личности и свободе каждого гражданина, согретых пламенной молитвой к Богу. Со своей стороны Высшее Временное Церковное Управление долг имеет довести до сведения Верховного Правителя, что и от имени Церкви готовится соответственное воззвание к гражданам России, как православным чадам Церкви, которые идеалы духовного возрождения должны сделать основой крепости Государственного строительства. Председатель Высшего Временного Церковного Управления Архиепископ Сильвестр Вр. и. о. Секретарь Вас. Тризостов. ГА РФ. Ф. 176. Оп.4. Д. 9. Л. 62. Воззвание: Граждане – сыны земли Русской! К Вам мое слово, - к Вам, горячо любящим свою Родину и искренно желающим оказать ей помощь в деле возрождения и укрепления правопорядка и спокойствия на всем пространстве нашего обширного Отечества. Вот уже пять лет страдаем мы от внешней и внутренней войны, которая довела нашу Родину до разорения и распада; наше Государство теперь распалось на отдельные области и правительства: центра власти не стало, появились правительства на окраинах и в разных областях России. Распавшись на отдельные части, наша Родина страдает от внутренней разрухи во всех отраслях государственной жизни; эта разруха усилилась партийной рознью между русскими гражданами, стремящимися не к общему благу для Родины, а часто к захвату власти по побуждению партийного превосходства и из-за партийных интересов. Как война, так и общественная разруха легли тяжелым бременем на всю нашу Родину. Народ страдает. Нет ни одной семьи, которая не переживала бы горя в настоящее время, и на словах трудно выразить всю тяжесть переживаемого нами с великим трудом времени, еще не бывалого на Руси Святой. Но Русь, много раз уже страдавшая и перенесшая времена лихолетья, не может погибнуть, не может потерять великой силы государственной жизни. Если когда, то теперь надо воспрянуть духом, надо забыть все личные и партийные счеты и интересы; надо всем не за страх только, а по совести заняться строительством земли Русской. Все русские люди, искренне любящие свою Родину, должны подняться и стать на защиту интересов нашей государственной жизни, оздоровить ее, укрепить в ней порядок, законность, уважение к личности и свободе каждого христианина. В этом стремлении должны слиться все, кто бы чем ни занимался, кто бы над чем не трудился; все, как один, и один, как все, пусть несут свои силы на алтарь Отечества, которое требует от нас великих жертв для своего спасения. К такой общей и деятельной работе призываю всех сынов дорогой нашей России. И я, получивший от Совета министров власть Верховного Правителя, верю, что в этой работе нас не оставит Господь Всевышний. И с помощью Его мы увидим нашу исстрадавшуюся Родину обновленной и укорененной на началах здоровой государственной жизни. Будем же укреплять себя частым молитвенным обращением за помощью к Престолу Всевышнего, всесильная помощь Которого, да сохранит Россию на верном пути к лучшей и светлой жизни. Бог нам всем в помощь! Верховный Правитель адмирал Колчак. ГА РФ. Ф. 176. Оп.4. Д. 9. Л. 63-64.



полная версия страницы