Форум » Обмен файлами » Фильмы о гражданской войне (продолжение) » Ответить

Фильмы о гражданской войне (продолжение)

Dobrovolec: Господа, у меня возникла идея создать здесь некий каталог фильмов о ГВ. В советское время об этом много снимали, было много шедевров, но много малоизвестных хороших фильмов, сам открыл для себя в интернете много нового в последнее время. Документальные фильмы, коих много сняли в постсоветское время также приветствуются!!!

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Запорожець: Dobrovolec пишет: В "Ростове" масса неточностей, оружие советское, употребляются слова и выражения, которых еще не было в 1920 году итд... Вы абсолютно правы!

Игорь Ластунов: А как насчет союза "продвинутых белогвардейцев" и "крутых уголовников"?!

Dobrovolec: Хорошо, хоть советских гимнастерок образца 1943-1968 гг нет, уже прогресс...


Игорь Ластунов: Ремонт провала. Сериал «Зорге»: мелодраматические выдумки вместо исторической правды · Борис Соколов · Сериал «Зорге» режиссера Сергея Гинзбурга, показанный по Первому каналу, снова привлек внимание к судьбе одного из самых знаменитых советских разведчиков. Сериал обильно снабжен кинохроникой, что должно создать впечатление исторической достоверности. На самом деле события жизни Зорге и его товарищей трактуются крайне вольно, в том числе с грубыми нарушениями хронологии. Целиком придуманными являются бушующие в фильме политические и любовные интриги. Да и документальные вставки, мягко говоря, тенденциозны. Например, бои у озера Хасан представлены как японская провокация, хотя в действительности начала боевые действия советская сторона, поскольку Сталин хотел проверить боеспособность Красной Армии после Большого террора. А пакт Молотова — Риббентропа предстает как шаг Сталина, позволивший отдалить войну, но при этом ни слова не говорится о том, что в результате пакта СССР оккупировал и аннексировал значительную часть Восточной Европы и напал на Польшу и Финляндию. На самом деле события жизни Зорге и его товарищей трактуются крайне вольно, в том числе с грубыми нарушениями хронологии Характерный пример нарушения хронологии в сериале: сначала мы видим бегство главы дальневосточных чекистов, комиссара госбезопасности 3-го ранга Генриха Люшкова в Маньчжурию, затем назначение генерала Ойгена Отта германским послом в Японии, а некоторое время спустя нам показывают кадры аншлюса Австрии. В действительности Люшков сбежал из СССР 14 июня 1938 года, Отт вступил в должность посла 28 апреля 1938 года, а аншлюс произошел 12–13 марта 1938 года. Зачем понадобилась вся эта путаница с хронологией, остается загадкой. В сериале Центр заставляет группу Зорге убить предателя Люшкова, что она в конце концов осуществляет в 1940 году. На самом деле ничего подобного не было, а Люшков, скорее всего, пережил не только Зорге, но и окончание Второй мировой войны. По официальной советской версии, опирающейся на показания арестованных в Маньчжурии офицеров японской разведки, Люшков 8 августа 1945 года, с началом советско-японской войны, был переброшен в Маньчжурию, в Дайрен, где 19 августа, через три дня после капитуляции Квантунской армии, был застрелен капитаном японской разведки Ютакой Такеокой, главой специального разведывательного агентства в Дайренском разведывательном отделении, чтобы не отдавать перебежчика русским. Однако в материалах допроса Такеоки и других японских офицеров бросается в глаза ряд странностей. Еще до советского нападения на Японию в Токио давно списали со счетов Маньчжурию и располагавшуюся там Квантунскую армию. Японская дипломатия предлагала СССР выступить посредником в переговорах с США и их союзниками по борьбе с Японией об условиях капитуляции, отличной от безоговорочной. За это японцы готовы были отдать Сталину не только Южный Сахалин и Курильские острова, но и Маньчжурию, предлагая советским войскам без сопротивления интернировать Квантунскую армию. Из-за господства в воздухе американской авиации и отсутствия у японцев горючего в Маньчжурии тогда приземлялись считаные японские самолеты. И обратным рейсом они вывозили специалистов, которых хотели сохранить. Но японцы не говорили на допросах, что самолет, привезший Люшкова, кого-либо захватил обратным рейсом, да и вообще нет никаких документальных доказательств, что 8 августа какой-либо самолет действительно приземлялся в Дайрене. Главное же, японцам не было никакого смысла тащить Люшкова в Маньчжурию. Больше пользы он принес бы в Токио. Если же Генриха Самойловича собирались убить как ненужного свидетеля, то проще это было бы сделать в японской столице, а не в Маньчжурии. Когда Такеока давал показания следователям «Смерш», он и его шеф, начальник русского отдела Дайренской военной миссии Кончи Ивамото, показали, что Люшков был кремирован под именем Реичи Ямагучи. Советские контрразведчики это проверили и выяснили, что, согласно выписке из книги регистрации Дайренского крематория за 20 августа 1945 года за № 2391, было дано разрешение на кремацию за № 2277 Реичи Ямагучи, родившегося 10 января 1916 г., японца, вольнонаемного служащего японской армии. Время смерти — 1 час дня 19 августа 1945 г. Причина смерти — пулевое ранение в сердце. Проситель кремации — начальник отряда Маньчжоу-Го 15518 Фумио Иосимура. Урна с прахом Ямагучи была изъята офицерами «Смерш». Ивамото ее опознал, а сторож кладбища Фуку Нисияма, в свою очередь, опознал Ивамото как человека, который принес урну для захоронения. Тут сразу бросаются в глаза две нестыковки. Люшков, как известно, был 1900 года рождения, а Ямагучи, под именем которого его будто бы похоронили, родился в 1916 году. Люшков был по внешности европейцем, а похоронили его как японца. Если бы японские разведчики действительно убили Люшкова, то что бы им стоило похоронить его как русского, например, 1902 года рождения. Ведь русские в Дайренской миссии тоже имелись, и ничего необычного в том, что кто-то из них умер, не было. А так они могли бы лишь возбудить недоуменные вопросы у кладбищенских служителей, почему вдруг европейца средних лет хоронят под видом молодого японца. Если же Люшкова в действительности в тот момент в Маньчжурии не было, а весь спектакль предназначался для представителей советских спецслужб, которые вот-вот должны были появиться в Дайрене, то Такеока и его товарищи могли выдать за урну с прахом Люшкова кремированные останки какого-нибудь японского военнослужащего, покончившего с собой в эти дни выстрелом в сердце (после объявления о капитуляции самоубийства среди японцев были обычным делом). Такеока и Ивамото прекрасно знали, что один из первых вопросов, который им зададут в плену, будет о судьбе Люшкова. И они охотно на него ответили. Но почему тогда они не позаботились о том, чтобы похоронить Люшкова на европейском кладбище, чтобы труп можно было эксгумировать? Их действия больше напоминают операцию по прикрытию, осуществлявшуюся по приказу начальника японской разведки генерал-лейтенанта Сэйдзо Арисуэ, которому требовалось убедить советскую сторону в том, что Люшков мертв. Генерал понимал всю ценность Люшкова для американцев, которым могла быть интересна информация перебежчика о работе советских спецслужб даже семилетней давности. При оккупационной администрации Арисуэ процветал, хотя и числился военным преступником класса А. Поэтому вполне вероятно, что Люшков не покидал Токио, попал в руки американцев и впоследствии жил в Америке. Информацию о судьбе таких людей, как он, ФБР и ЦРУ, как правило, не разглашают. Вопреки распространенному мнению, отраженному как в фильме 1961 года французского режиссера Ива Чампи «Кто вы, доктор Зорге?», так и в нынешнем сериале, провал группы Зорге произошел не из-за того, что передатчик его радиста Макса Клаузена был запеленгован, а сообщения расшифрованы. И не потому, что Центр в 1939 году якобы приказал Зорге и Клаузену для передачи информации контактировать с сотрудниками советского посольства, что противоречило бы всем правилам конспирации. И, конечно же, не потому, как утверждается в сериале, что Зорге невольно предала из ревности его японская жена. Японцы перехватили целый ряд сообщений Клаузена начиная с 1937 года и обнаружили, что текст зашифрован пятизначными группами цифр, а также что передачи идут в направлении Владивостока. Японская контрразведка не сомневалась, что в стране действует советская разведывательная группа, хотя и не могла расшифровать радиограммы, равно как и запеленговать местонахождение передатчика и арестовать радиста. И уж про Зорге японцы никак не думали, что он занимается шпионажем в пользу СССР. Ведь он был близким другом германского посла и убежденным нацистом. И вопреки тому, что мы видим в сериале, вплоть до ареста японская полиция Зорге ни в чем не подозревала. К тому же у него была заслуженная репутация пьяницы и бабника, а это не очень вязалось с образом резидента иностранной разведки. Японцы обратились к немцам с просьбой прислать им современные пеленгаторы. Посол Отт сообщил об этой просьбе Зорге. Тот ответил, что, похоже, японцы страдают шпиономанией, а сам потребовал от Клаузена чаще менять места передачи. Погубили же Зорге коммунистические связи одного из членов группы. Благодаря предательству, полиция вышла на художника Мияги Ётоку из группы Зорге, который, живя в Америке, вступил в Коммунистическую партию США и был завербован советской разведкой, а вернувшись домой, стал работать с «Рамзаем». Предателем оказался Ито Рицу, один из лидеров компартии Японии. Подчеркну, что он ничего о Зорге не знал, а тот, в свою очередь, даже не подозревал о его существовании. Согласно расследованию, проведенному КПЯ, после ареста 27 июня 1941 г. Ито «раскололся» и стал осведомителем полиции, после чего его не только выпустили (будто бы за недостатком улик), но и дали возможность вернуться на работу в исследовательский отдел компании Южно-Маньчжурской железной дороги. В числе прочих Ито выдал свою знакомую коммунистку Китабаяси Томо, члена «внешнего круга» группы Зорге, которая была связана с Мияги. Она была арестована и, в свою очередь, выдала Мияги, который безуспешно пытался покончить с собой, а потом выдал Одзаки и Зорге. Одзаки, которого Ито знал как соратника по партии, но не как советского агента, уже в тюрьме высказывал убеждение, что группа провалилась из-за предательства Ито. Погубили же Зорге коммунистические связи одного из членов группы В одном из документов японской тайной полиции, опубликованном после войны, говорилось, что «показания Ито Рицу следует считать началом арестов по этому делу (Зорге. — Б.С.)». Это подтвердили американцам и уцелевшие японские контрразведчики. В наградных листах сотрудников японской полиции, разоблачивших группу Зорге, в качестве предателя, от которого ниточка потянулась к Китабаяси, а затем к Мияги, назван некто Томофудзи Кен. Под этим псевдонимом был известен в полиции Рицу Ито, которого допрашивали, как следует из других документов, 27 июня 1941 года, в один день с мифическим Томофудзи Кен. И вот что говорится в тексте наградного листа на полицейского с псевдонимом Томофудзи Такетора о том, в связи с чем привлек внимание полиции Томофудзи Кен: «27 июня 1941 года, благодаря честному отношению к делу, неустанным усилиям и превосходной технике следствия, он (Томофудзи Такетора, помощник пристава. — Б.С.) понудил признаться ТОМОФУДЗИ КЕН по затянувшемуся следствием делу о нарушении закона о поддержании общественного спокойствия и заставил раскрыть неизвестное доселе важное преступление (подготовительный комитет по восстановлению японской компартии). Кроме того, он добился важного признания, положившего начало этому делу: «Возвратившаяся из Америки член американской компартии женщина КИТАБАЯСИ является иностранной шпионкой». Таким образом, благодаря стараниям этого помощника пристава, нам удалось раскрыть крупную шпионскую организацию». В подготовительный комитет по восстановлению компартии входил как раз Рицу Ито. А псевдоним ему придумали по фамилии допрашивающего его полицейского. И основные показания, судя по всему, Рицу дал по делу о попытке восстановления компартии. А про шпионку Китабаяси упомянул, так сказать, на закуску. Но именно это показание принесло награду его следователю. Как пишет российский историк Владимир Томаровский, впервые обнародовавший в полном виде наградные листы по делу Зорге, на одном из симпозиумов «Томия Ватабэ (японский историк, ранее отстаивавший невиновность Рицу Ито) сверил обратный перевод на японский язык наградных листов с доступными ему полицейскими публикациями (списком чинов Полицейского управления, индексным списком арестованных, десятидневками арестованных). «В результате я понял, — написал он в письме, — что Томофудзи Кен был Рицу Ито, Такэтора Томохиро (Томофудзи) — Такэтора Ито из Особой полиции, Нобору Танака — Нобору Такаги. До сих пор в истории КПЯ и в литературе по делу Зорге мы рассматривали эти аресты только как репрессии в отношении движения за воссоздание КПЯ, а раскрытие дела Зорге выглядело как последующее событие, вызванное показаниями Р. Ито…» Так что Зорге никоим образом не был повинен в провале группы. 15 октября 1941 года Клаузен, придя к Зорге, застал его чрезвычайно взволнованным. Двумя днями ранее обычно пунктуальный Мияги не пришел на встречу. А 15-го не явился и Одзаки (именно в этот день он был арестован). Рихард передал Максу текст телеграммы с просьбой срочно вернуть группу в Союз или отправить ее в Германию. Но вряд ли он верил в осуществимость этого плана. Если японские члены группы выдали Зорге, Клаузена и Вукелича, их из страны уже не выпустят. Москва помочь Зорге и его товарищам никак не могла. Вряд ли за Зорге рискнули бы послать подводную лодку, да и добраться до нее он не смог бы, даже если бы каким-то чудом удалось согласовать рандеву. Других способов эвакуировать Зорге и его людей у Москвы просто не было. Но на то, что лодка незамеченной пристала бы у японского побережья, надеяться не приходилось. В случае же ее обнаружения был бы грандиозный скандал, а резкое ухудшение советско-японских отношений меньше всего нужно было Сталину в дни, когда германские танки подступали к Москве. 17 октября у Зорге встретились Клаузен и Вукелич. Выпив бутылку саке, они так и не придумали, как можно выбраться из захлопывающейся западни. Инструкций на случай провала у них не было. Макс, придя домой, некоторое время размышлял, не стоит ли уничтожить или хотя бы убрать из дома передатчик и сжечь документы, но решил не предпринимать ничего. Похоже, он уже чувствовал себя обреченным и готовился правдивыми и обширными показаниями, подкрепленными вещественными доказательствами, купить себе жизнь. Отпираться было бессмысленно — Мияги и Одзаки знали достаточно, чтобы их уличить. 18 октября Зорге и оставшиеся члены группы были арестованы. Зорге и другие члены группы молчать не собирались. Они понимали, что в условиях мировой войны и при заинтересованности Москвы в нейтралитете Токио никто кампании в их защиту организовывать не будет. И они (по крайней мере Зорге и Одзаки) вряд ли сомневались, что их казнят, но давали показания как бы для истории, чтобы дела группы «Рамзая» сохранились хотя бы в полицейских протоколах. При этом Зорге, в отличие от Одзаки, называл по именам только тех членов группы, которые либо уже были арестованы, либо находились вне зоны досягаемости для японской полиции, и старался основную вину взять на себя. Нет никаких документальных данных о том, что японцы когда-либо предлагали обменять Зорге на каких-либо арестованных в СССР видных японских шпионов (таковых не было, за исключением придуманных НКВД в годы Большого террора) или на немецкого фельдмаршала Паулюса. Совсем иной, чем это показано в сериале, была судьба других его главных героев. Посол Ойген Отт отнюдь не застрелился из-за приказа фюрера о его аресте в 1941 году, а прожил долгую и благополучную жизнь. Больше года после ареста Зорге он оставался послом Германии в Токио, несмотря на всю скандальность ситуации. В конце 1942 года Отт все же был смещен со своего поста. Гитлер разрешил ему остаться в Японии в качестве частного лица и даже выделил определенные средства на его содержание, поскольку переправить генерала в Германию все равно не было возможности. До конца войны Отт находился в оккупированной Японией части Китая, а потом вернулся в Западную Германию, где и умер в 1977 году в возрасте 87 лет. А вот прототипа Шлезингера, полицейского атташе в Токио Йозефа Мейзингера, ждала гораздо более злая судьба. Он прибыл в Токио не в 1938 году, как в фильме, а только в апреле 1941 года, успев отметиться многочисленными военными преступлениями на посту руководителя полиции безопасности и СД в Варшава, за которые и был повешен там же в 1947 году. Так что застрелиться в 41-м, как это показано в сериале, у него не было никакой возможности. Командировка в Токио была для Мейзингера своеобразной ссылкой, так как его жестокость даже Гиммлеру показалась чрезмерной. За те несколько месяцев, что они были знакомы с Зорге, Мейзингер никаких интриг против него не вел: напротив, поддерживал с ним дружеские отношения, охотно делился информацией, а своему начальству посылал о Зорге самые хвалебные отзывы. Совсем иной, чем это показано в сериале, была судьба других его главных героев Подлинная история жизни и гибели Рихарда Зорге могла бы стать основой для настоящего биографического фильма, а не мелодраматического детектива, изобилующего неточностями и выдумками. БОРИС СОКОЛОВ

Запорожець: Игорь Ластунов пишет: А как насчет союза "продвинутых белогвардейцев" и "крутых уголовников"?! О, это вообще отпад! В российском кино пошла мода на такие союзы...

Dobrovolec: ჯვარცმული კუნძული / Распятый остров (Грузия, 1968, Шота Манагадзе) Грузинское восстание на острове Тексел (5 апреля 1945 — 20 мая 1945) — восстание грузинского батальона Вермахта (822-й пехотный батальон «Königin Tamara»; «Царица Тамара») из состава Грузинского легиона на острове Тексел Западно-Фризской гряды (Голландия) во время Второй мировой войны. Остров являлся одним из важных пунктов оборонительного Атлантического вала и был достаточно укреплён. Грузинский пехотный батальон (около 800 человек) был сформирован в июне 1943 года из грузин, набранных оккупационными немецкими войсками из лагерей для советских военнопленных на территории Польши. Батальон был сформирован в окрестностях польского города Радом и первоначально использовался для действий против партизан. 24 августа 1943 батальон был отправлен на запад и прибыл в Зандвоорт 30-го августа. В Зандвоорте он простоял до начала февраля 1945 года. Батальоном командовал майор Клаус Брайтнер (Klaus Breitner). В начале 1944 года в батальоне возникла подпольная организация и немецкое командование, заподозрив это, 6 февраля 1945 перевело батальон на остров Тексел, где грузины выполняли вспомогательную роль. В ночь с 5 на 6 апреля 1945, надеясь на скорую высадку войск союзников, бывшие советские солдаты (при участии сил голландского сопротивления) подняли восстание против немцев и за короткое время взяли остров под свой контроль. Около 400 немецких солдат было убито в самом начале боев. Однако восставшим не удалось захватить береговые батареи на севере и юге острова. Немецкое командование высадило с материка десант — 2000 пехотинцев из 163-го полка. Они отбили остров после двух недель ожесточённых боёв. После этого грузины разбились на несколько групп, отошли за минные поля и продолжали сопротивление. За время «грузинского восстания» (так назвали эти события жители Тексела) по разным оценкам от 800 до 2000 немцев, свыше 560 грузин и около 120 местных жителей было убито, множество ферм было сожжено. Сражение продолжалось даже после того, как Германия капитулировала (5 мая в Нидерландах и 8 мая в Германии). Вплоть до 20 мая канадские части не могли остановить «Последнюю битву Европы». О восстании грузинских военнопленных на острове Тексел с 5 апреля по 20 мая 1945 года. Русский дубляж фильма, к сожалению, уничтожен. Фильм сохранился в грузинском варианте.

Dobrovolec: Раба любви. Тайны нашего кино Фильм о закате эпохи немого кино "Раба любви" стал знаковым для Никиты Михалкова, принеся ему всемирную известность вместе с призами Международных кинофестивалей в Иране и Франции. Зарубежные коллеги и критики восхищались стилистикой картины. А на родине режиссёра обвиняли в излишнем эстетстве...

Dobrovolec: КРАСНЫЕ. БЕЛЫЕ. МЕРТВЫЕ. (18+) Триллер Отряд красноармейцев, охотясь по глухим сибирским лесам на недобитых и отступающих к границам Манчжурии белогвардейцев, наткнулся на деревню, в которой властвуют совсем другие силы. И охотники превратились в жертв.

Dobrovolec: Подкидыш. 1 серия 1925 год. Разгар НЭПа. Новгородский жулик по кличке Подкидыш, убегая от местных бандитов, попадает в Ленинград, где сотрудники МУРа принимают его за известного сыщика и назначают начальником отдела в УГРО. Вначале Подкидыш собирается сбежать, но потом узнает про ценный склад улик и экспроприированного добра. Он решает остаться и ограбить хранилище, ведь имея удостоверение милиционера это сделать гораздо проще. С наскока организовать ограбление не удается, и Подкидышу, изображая следователя, приходится участвовать в раскрытии преступлений. Благодаря криминальному мышлению и незаконным методам дознания он делает колоссальные успехи на этом поприще и становится образцовым советским милиционером.

Запорожець: Dobrovolec пишет: Подкидыш. 1 серия На блатного не похож, сыграл очень плохо...а вот ..... из него получился не плохой

Dobrovolec: Точка зрения. "Вечное обаяние белого дела 21 марта 2012 Миф о красивой контрреволюции сформировали советские фильмы. Начнем с того, что большинство вождей белого дела вряд ли были готовы спеть «Боже, царя храни!». Генерал Корнилов — первый командующий Добровольческой армией — вообще имел демократические убеждения. Даже почти левые. Свой первый выход на большую историческую сцену он начал с поступка, который ни за что не мог попасть в советские фильмы, ибо с коммунистической точки зрения не имел объяснения. Это он во время Февральской революции лично арестовывал императрицу Александру Федоровну в Царском Селе. Как такой «хороший» человек мог потом пойти против советской власти? Но дело в том, что будущую Россию генерал видел как буржуазную республику с собой во главе. А себя — чем-то вроде нового Наполеона, который должен был прийти после смуты и навести порядок. Большевиков, естественно, в этой чудесной новой православной России без царя не предполагалось. Разве что некоторое их количество должно было болтаться для красоты на фонарных столбах после торжественного взятия Москвы. «Генерала Корнилова считать монархистом было нельзя, — писал в мемуарах пришедший ему на смену Деникин. — Генерал Марков не скрывал своих монархических убеждений, но твердо считал, что выявить свои убеждения должно только после освобождения Родины. Генерал Кутепов, ярый монархист, поборол в себе свои чувства и влечения и заявил, что если воля Учредительного собрания остановится на иной, не монархической, форме правления, то он приложит руку к козырьку и скажет: «Слушаю!». Генерала Алексеева Деникин тоже называл «монархистом». Правда, это был какой-то странный монархист. Ведь именно он в марте 1917 года посоветовал Николаю II отречься от престола. Нет чтобы сказать: «Вы что, Ваше Величество, спятили? Какое отречение? Сейчас все вместе — по вагонам и в Петроград! Душить свободу!». Так на его месте (а место было высокое — начальник генерального штаба русской армии!) заявил бы любой настоящий монархист. Вообще даже по происхождению интересная публика собралась у руля Добровольческой армии. Только что упомянутый Алексеев — сын солдата. Деникин имел почти такую же родословную. Его отец — простой крепостной мужик — попал в армию при Николае I, когда служили целых двадцать пять лет, и из рядовых выбился в майоры. Женился на бедной польской барышне. И от этого брака русского офицера «из простых» с полькой и родился Антон Иванович Деникин — киевский юнкер и убежденный адепт единой и неделимой России. В патриоты возрождающейся Польши его не потянуло — слишком хорошо понимал, какое «уродливое детище Версальской системы» из этой затеи получится. Чуть ли не единственным аристократом в верхушке белой армии оказался ее последний командующий барон Врангель — гвардейский офицер, в начале мировой войны командир эскадрона лейб-гвардии Конного полка. Но этот был во всем исключением! Полный отморозок! В 1914 году под командой Врангеля конногвардейцы ударом в лоб захватили немецкие пушки. Это была едва ли не последняя в истории такая атака в конном строю. Представьте: две сотни всадников несутся вскачь навстречу залпам и смерти. Над ними хлопки шрапнели — передовая техника против сабель. Доскакал мало кто. Сохранилась фотография: тощий, как Кащей Бессмертный, ротмистр Врангель сидит после боя на взятом орудии. Глаза — стра-а-а-шные! Сам не понимает, что совершил. Больше в такие атаки русская кавалерия не ходила — подходящих людей не осталось. Зато Врангель заслужил за это первый в той войне офицерский орден св. Георгия. ТАКОЙ мог взяться за безнадежное дело! Но и он к 1920 году был уже полным демократом. Даже посылал гонцов к батьке Махно договариваться о совместных действиях против красных и собирался дать если не независимость, то широкую автономию Украине. В кино все эти полутона исчезли. Вернемся к знаменитой психической атаке из «Чапаева» братьев Васильевых. Нечто подобное действительно имело место. Но инсценировали события так, что от правды остался только дым. В фильме в атаку на бойцов Василия Ивановича марширует, как на параде, «офицерский Каппелевский полк». В действительности он не был офицерским и никогда не носил придуманных ему специально для кино черных длинных мундиров с отворотами. Не ходил он и в психическую атаку против чапаевцев. Прославилась в ней Ижевская бригада — удивительная часть колчаковской армии, сформированная целиком из уральских рабочих. Нюхнув комиссарской власти, эти пролетарии восстали и выдвинули лозунг: «За советы без большевиков!». Сложно поверить, но против красных они сражались под... красным стягом! Ижевцы носили самые обычные гимнастерки с синими суконными погонами, офицеров своих выбирали и обращались к ним «товарищ поручик» или «товарищ полковник», а в наступление на Чапаева 9 июля 1919 года под Уфой двинулись, наяривая на гармошках революционную «Варшавянку»! Их психическая атака в полный рост без единого выстрела произошла не от хорошей жизни — у белых под красным знаменем просто кончились патроны. Но все это не вписывалось в ту схему гражданской войны, которую навязывали в 30-е годы победители-коммунисты. Рабочие против большевиков? Да не дай Бог, кто узнает! Поэтому белогвардейцев предписали изображать только чистенькими лощеными дворянами, словно только что из салона красоты. Сложно поверить, но выбор между службой у белых и красных чаще всего определялся по географическому принципу. Разваленная революционной пропагандой царская армия к началу 1918 года самораспустилась. По штатным спискам перед кончиной в ней числилось примерно 300 тысяч офицеров. За исключением трех-четырех тысяч явных пассионариев, сразу оказавшихся на Дону у Корнилова, все остальные разъехались по домам. Тех, кто жил поблизости от революционных Москвы и Петрограда, мобилизовывала зарождающаяся Красная армия. Схема была проста. Бывшего царского офицера новая власть ставила перед выбором: или служите нам, или мы расстреляем вашу семью. Время сейчас трудное, войдите в наше положение... Был и еще вариант «убеждения»: какая вам разница — красная или белая Россия? Со звездой или с двуглавым орлом? Ведь это же все равно Россия, а вы ведь русский! Так в воинстве Ленина появилась широчайшая прослойка «военспецов» — кадровых офицеров дореволюционного Генерального штаба. Это они планировали операции, командовали дивизиями и полками. Именно для присмотра за ними, а не для душевных бесед со всякими Чапаевыми, и были придуманы комиссары. А офицеры-южане и сибиряки, жившие на окраинах развалившейся империи, в основном оказались у Колчака или Деникина. Берет белая армия Харьков — и сразу в ее рядах оказывается все местное офицерство, отсиживающееся по домам. Захватывает Екатеринославль — вот вам еще пополнение. Взятый в плен у красных полк после расстрела десятка явных коммунистов тут же переформировывается и становится белым. Такова была реальность! И красные поступали так же: к примеру, все оставшиеся после эвакуации деникинцев из Новороссийска донские и кубанские казачки тут же были зачислены в Первую конармию Буденного и отправлены на польский фронт — рубить воскресшую из небытия шляхту. Отдельная тема — киевские белогвардейцы, описанные Булгаковым. «Белая гвардия» для многих стала главным романом о гражданской войне. В нее верят, как в исторический источник. Между тем, киевские белые — совсем не белые. Или не совсем белые. Они служат «гетману Всея Украины» Павлу Скоропадскому. Причем, служат по найму. Офицерские дружины, описанные у Булгакова, в реальности были формированиями ландскнехтов — разочарованными во всем бывшими военнослужащими русской армии, по той или иной причине оказавшимися в Киеве. Обстоятельства их формирования описаны прапорщиком Романом Гулем в воспоминаниях «Киевская эпопея», опубликованных в «Архиве русской революции»: «Иду на Прорезную улицу — в штаб дружины… Небольшие комнаты полны пришедшими офицерами. Здесь волнение, шум… Все хотят узнать об условиях службы, освобождает ли она от украинских войск и т. п. Красивый худой брюнет — полковник Рот предупредительно-вежливо отвечает на расспросы… «Господа, служба только по охране города… жалованье 500 карбованцев в месяц… будет общежитие… довольствие… суточные… поступление в дружину освобождает от общей мобилизации»… Офицеры довольны. Ведь все из них уже поголодали, узнали безработицу. А тут хорошие условия и «охрана города», необходимая при всяком правительстве»… Вот и решите, кто эти люди? В составе украинской армии служить не хотят, но все равно, по факту, служат — получают довольствие, жалованье. Кормятся от Скоропадского и одновременно его проклинают. Но завидовать им не стоит. Добровольцев было куда меньше, чем массовки, снятой в очередной экранизации «Белой гвардии». Сформировали всего две дружины — генерала Кирпичева и полковника Святополк-Мирского. Слово тому же Гулю: «Людей в отделе мало — человек 60, и, несмотря на приказы о дальнейшей мобилизации, число не увеличивается. Бессонная служба, почти без смены, утомительная… В один из таких дней приехал ген. Кирпичев с каким-то штатским господином. Всех подняли, выстроили, и генерал обратился с речью: «Господа, теперь мы вошли в состав армии ген. Деникина, ура!.. Организатору и инициатору офицерских дружин, Игорю Александровичу Кистяковскому, ура!..» Кричат ура, и штатский господин приветливо снимает шляпу. Это министр Кистяковский. «Вхождение» в состав армии ген. Деникина многих удивило, но никто не мог подумать, что ген. Кирпичев и Кистяковский заведомо лгали». Между тем, все это была очень характерная история русско-украинской дружбы с хитрецой. Кистяковский — министр внутренних дел гетманского правительства — формировал русские офицерские дружины на деньги своего ведомства, а чтобы поднять их дух, уверял, что они подчиняются далекому генералу Деникину, чья армия находилась аж на Кубани. Каша? Бред? Нет, реальность. Это и есть подлинная история гражданской войны без литературного глянца. Как не было глянца на живых ее участниках, которых теперь малоубедительно изображают сытые, как домашние коты, Хабенский с Пореченковым, получающие за свои экранные подвиги отнюдь не 500 гетманских карбованцев. В мемуарах прапорщика Марковской артбригады Николая Прюца есть забавный эпизод. После ранения он впервые выходит из госпиталя на прогулку в Ростове-на-Дону. Прапорщик пишет о себе в третьем лице: «Идя по Садовой, он увидел, что резко выделяется в толпе прохожих. Не получая никакого обмундирования и не имея достаточно денег, чтобы купить что-либо из-за дороговизны, он в летнюю жару шел в зимней солдатской папахе и в поношенной, простреленной юнкерской шинели». Денег у этого оборванца хватило только на то, чтобы заказать кофе с пирожным в кафе и приобрести «простую солдатскую фуражку, которую он потом носил половину восемнадцатого и целый девятнадцатый год. И это было все, что он приобрел за первые полтора года службы в строю своей батареи». А ведь Прюц служил в одной из самых прославленных и боевых частей белой армии! Даже после тифа и ранения в глаз он все равно вернулся в строй. Знаменитый Михаил Фрунзе, командующий красным Южным фронтом — тем самым, что взял Крым, уже после гражданской войны помянул белых добрым словом: «В области военной они, разумеется, были большими мастерами. И провели против нас не одну талантливую операцию. И совершили, по-своему, немало подвигов, выявили немало самого доподлинного личного геройства, отваги и прочего. В нашей политической борьбе — кто может быть нашим достойным противником? Только не слюнтяй Керенский и подобные ему, а махровые черносотенцы. Они способны были бить и крошить так же, как на это были способны мы». В конце концов, глядя на сегодняшнюю Россию с двуглавым орлом, трехцветным знаменем и прахом Деникина, перенесенным на родину, кто усомнится в том, что в гражданской войне победили все-таки белые? Победили уже после смерти, духом своим обелив красную страну." Статья с сайта "Военное обозрение"

Игорь Ластунов: К моему лично ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ, ДО СИХ ПОР В "ПОБЕДИТЕЛЯХ"ХОДЯТ КРАСНЫЕ С БАННЕРАМИ ВЕЛИКОГО УСАТОГО ВОЖДЯ.Ну а во власти ныне и "во веки веков" т.н."БЕЛЫЕ СНАРУЖИ.КРАСНЫЕ ВНУТРИ".т.е."путинские соколы".Так что очень и очень поторопились возвращать прах А.И.Деникина и .И.А.Ильина на "родину"???!!!Не их это пока Родина???!!!

Dobrovolec: Великое зарево 1938 в хорошем качестве ВЕЛИКОЕ ЗАРЕВО Год: 1938 Страна: СССР Режиссер: Михаил Чиаурели Актеры: Константин Мюффке, Михаил Геловани,.

Игорь Ластунов: Ю.Грымов: "Прикольный фильмец про войну" О том, что у меня не осталось иллюзий в отношении сегодняшнего российского кино, я говорил и писал многократно. И в этом смысле я не одинок: среди моих друзей и знакомых было много таких, кто в ответ на вопрос, не собираются ли они идти на «Т-34», отвечал — «Упаси Господь». Даже не посмотрев фильма, просто увидев мимоходом трейлер в сети. Это люди думающие, читающие, интересующиеся и интересные. Но я все же посмотрел этот фильм. Сначала мне захотелось, презрев все правила и нормы соцсетей, написать гигантский, может, даже неподъемный пост — настолько я был переполнен эмоциями. Удержался. По прошествии нескольких дней делюсь главным. В случае с «Т-34» задавать вопросы режиссеру, продюсерам картины, интересоваться какими-то творческими аспектами работы нет необходимости: все, что они хотели и могли сказать, они сказали и показали. Тем более, у них есть главный по нынешним временам аргумент — бокс-офис: фильм, заработавший миллиард, сегодня априори считается хорошим. У меня больше вопросов к вам, уважаемые зрители — тем, которые проголосовали рублем за этот фильм, оставили в кассах кинотеатров этот самый миллиард: объясните мне, пожалуйста, за что вы заплатили? Если бы я когда-нибудь решился сделать фильм о войне, у меня и в мыслях не появилось бы сделать его приключенческим блокбастером. Мне кажется, что военное кино — это драма и подвиг, это горе и счастье, это жизнь и смерть — все в одном месте, в одно время. Это война, и это не приключение. Авторы же «Т-34», наверное, решили: а ну-ка! — и попытались снять приключенческое кино. Воплощение подкачало. И в сравнении с «Т-34» даже «Пираты Карибского моря» — куда более достоверный фильм. В фэнтезийной, целиком выдуманной истории про пиратов больше правды — правды момента, характеров, развития сюжета. Но зритель, а иногда и иной критик восхищается медленно летящими в кадре танковыми болванками. Создавая сегодня фильмы про войну, мы вроде как должны опираться на прекрасную традицию советского кинематографа — выстраданную, «вычищенную» живыми свидетельствами актеров и режиссеров-фронтовиков, слезами «Белорусского вокзала», пронзительной любовью «Жени, Женечки и Катюши», тяжелейшим климовским «Иди и смотри», не говоря уже о многих других великих картинах — «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Отец солдата» и прочих. В этом — опора для нашей кинематографической культуры. У «Т-34» нет ничего — ничего! — общего с поименованными картинами. На «новое прочтение» тоже не тянет. Когда американцы в годы «холодной войны» снимали фильмы про русских, да и до сих пор, мы смеялись и смеемся, видя этих картонных персонажей — совершенно ненастоящих, пародийных, ходульных клоунов. Советское кино точно так же пародийно изображало фашистов — вплоть до «Семнадцати мгновений весны», когда Лиознова очень элегантно исправила это недоразумение, напомнив, что подвиг советского народа был не в том, что он одолел скопище придурков со свастиками на рукавах, а сильного, умного и целеустремленного врага, настоящего монстра. Так вот, в «Т-34», про который авторы заявляют, что это едва ли не документальное кино, фанерными и комедийными выглядят не только немцы — точно такими же опереточными пародиями выглядят и русские! Ничего не имею против оперетты. Я только не готов встретить этот жанр в фильме про Великую Отечественную войну. А ведь я помню еще то время, когда «молодое и свободное» российское кино взялось за исторические сюжеты, и профессиональное сообщество активно обсуждало проблему достоверности. Граждане, прошло всего-то ничего — и сегодня уже никого не волнует проблема подбора правильных, «раньших» лиц для исторических персонажей, никто не переживает из-за маникюра у героев «из народа». На экране рвутся снаряды, небо заволокло дымом от пожарищ (заволокло неубедительно, с хромакеем накосячили — ну да ладно, кто заметит?) — а на этом фоне передвигаются по экрану люди с аккуратными модельными стрижками, качественными фарфоровыми зубами, подтянутыми пластическими хирургами физиономиями. Ну а что? Норм. Еще одно: показывая сегодня войну как приключение, мы мало того что оскорбляем память павших — мы промываем мозги тем, кто в силу возраста не может критически воспринимать рассказы о том великом и трагическом времени. Возможно, отсюда то самое пошловато-самонадеянное «Можем повторить», набравшее популярность в последние годы. Это «можем повторить» так и просится в эпиграф к новому «блокбастеру». Хочется просить: что вы можете повторить — двадцать миллионов жертв?.. Содрогнитесь, поплачьте, прочувствовав, хотя бы отчасти, всю нечеловеческую тяжесть того времени, заполучите хотя бы один седой волос от прикосновения к той трагедии, — и только тогда, может быть, вы сможете повторить что-то похожее на великое военное кино прошлого. Но сегодня зритель перестал плакать в кинозалах, даже на военных фильмах. А и правда: с чего бы? Авторы умудрились создать кино, в котором некому сопереживать, в котором никого не жалко. Прикольный фильмец про войну. Разок глянуть — пойдет. Лучше, если под попкорн: лишние полмиллиарда в кассу. И получается, что плачем мы сегодня, лишь смотря новости по телевизору. Извините: опять получилось длинновато. Юрий ГРЫМОВ

Dobrovolec: Отрывок из статьи историка В. Г. Хандорина о фильме «Тихий Дон»: «Любопытно, что в наибольшей степени эта тенденция заметна в пронзительной экранизации "Тихого Дона", снятой в годы хрущёвской "оттепели" Сергеем Герасимовым - родным братом бравого колчаковского полковника, командира 25-го Екатеринбургского адмирала Колчака полка горных стрелков Бориса Герасимова, ставшего впоследствии хормейстером Сталинградского театра оперетты. Хотя там есть и отрицательные белые персонажи вроде Листницкого и Митьки Коршунова, но совершенно выбивается образ беззаветно отважного есаула Калмыкова, особенно потрясающая сцена его расстрела ("Смотри, сволочь, как умеют умирать русские офицеры!.."). Да и метания Григория Мелехова вызывают у зрителя сочувствие, а советская власть предстаёт скорее в образе чуждой и жестокой, разрушившей казачий быт и жизнь. Показательно, что в фильме нет ни одного вызывающего симпатию образа красных: и тупой, прямолинейный и мстительный Мишка Кошевой, и юркий плюгавый семит Иосиф Давидович Штокман, и жестокий Бунчук, дезертировавший до этого с фронта, и малограмотный хамоватый Подтёлков, истребивший пленных чернецовских офицеров, воспринимались зрителем отрицательно. Помню, когда после долгого перерыва "Тихий Дон" в 1980 г. впервые показали по телевизору, мой школьный друг, обычный советский парень - мы тогда учились в 10-м классе - простодушно сказал: "А козлы всё-таки были эти красные". Отрывок из фильма и впрямь потрясающий. Читала, что когда у Михаила Глузского, сыгравшего Калмыкова, спросили, как советские цензоры могли пропустить его и не вырезать, он ответил: «Бесполезно было вырезать. Много было еще в живых, которые все помнили».

Игорь Ластунов: Смотрю в 1001-й раз по каналу "Культура"свой любимый фильм "Бег".Почему при коммунистах снимали лучше фильмы про гражданскую войну,чем сейчас???Хотя с точки зрения "исторической правды фильм "Бег"(как впрочем и все произведения Михаила Булгакова)полу-сказка-полу-фантастика???!!!

Запорожець: Игорь Ластунов пишет: Почему при коммунистах снимали лучше фильмы про гражданскую войну,чем сейчас??? Самому интересно, тем более при всех запретах на то время...

Игорь Ластунов: Скорее всего современные молодые режиссеры и актеры просто перестали понимать дух и характер той эпохи,плюс пытаются копировать "Холливуд"?!

Запорожець: Игорь Ластунов пишет: Скорее всего современные молодые режиссеры и актеры просто перестали понимать дух и характер той эпохи,плюс пытаются копировать "Холливуд"?! Раньше снимали для души, а сейчас это стало бизнесом..

Игорь Ластунов: Раньше я тоже любил американские фильмы 1950-1980-х гг.:1.Поезд на Юму. 2.Золото Маккенны. 3.Генералы песчаных карьеров. 4.Однажды в Америке.5.Полет над гнездом кукушки и конечно почти все вестерны!!

Запорожець: Игорь Ластунов пишет: Золото Маккенны. 3.Генералы песчаных карьеров. 4.Однажды в Америке.5.Полет над гнездом кукушки и конечно почти все вестерны!! Смотрел с удовольствием, это шедевры на века!

Игорь Ластунов: «По́езд на Ю́му» (англ. 3:10 to Yuma) — американский вестерн 2007 года режиссёра Джеймса Мэнголда. В главных ролях снялись Кристиан Бейл и Рассел Кроу. Ремейк фильма 1957 года «В 3:10 на Юму». Первой страной, где состоялась премьера фильма, была Россия — 6 сентября 2007 года. В США фильм вышел в прокат на день позже — 7 сентября. А на 6 марта 2008 года была запланирована одна из последних премьер фильма в Чехии.

капрал: Запорожець пишет: Игорь Ластунов пишет: цитата:Почему при коммунистах снимали лучше фильмы про гражданскую войну,чем сейчас??? Самому интересно, тем более при всех запретах на то время... Действительно.Почему? Навскидку -"Служили два товарища","Таинственный монах","Дни Турбиных","На ясный огонь","Адъютант его Превосходительства"...в них просматривается больше симпатии к белым,чем к красным.Хотя каждый может сие трактовать по своему выбору..

Игорь Ластунов: Очевидно дело даже не в "симпатии к Белым"(хотя она несомненно прослеживается), а в работе и творчестве актеров,режиссеров и авторов сценариев!!!

Игорь Ластунов: Просто чем дальше времени от Гражданской войны,тем более мифической она представляется для современного поколения.Впрочем судя по последним фильмам и ВМВ стала такой же мифической???!!!

Dobrovolec: «По́езд на Ю́му» - очень крутой фильм (ремейк), но самый гениальный вестерн, на мой взгляд, "Tombstone" o борьбе Уайта Ёрпа со товарищи и дока Холидея с бандой "ковбоев"...

Игорь Ластунов: Да смотрел раз 10 в молодости!!!Хотя мне всегда нравились вестерны с участием индейцев.

Dobrovolec: Там очень хорошо и красиво были сделаны костюмы...Для реконструкторов это главное...

Игорь Ластунов: Мне кажется старый фильм 1957 года «В 3:10 на Юму» ничем не хуже ремейка, тем более там как-то более выражен вестерновский дух?!

Игорь Ластунов: С 20.50. по НТВ каждый день идет сериал "АЛЖИР"(Акмолинский лагерь жен изменников родины).Все"хорошо",но "артисток" в отличии скажем от фильма "Батальон" даже не соизволили побрить и постричь???И как после этого вообще смотреть "современные исторические фильмы"???



полная версия страницы