Форум » Эмиграция, РОВС » 26 мая 1931 года в Харбине состоялся первый съезд Российской фашистской партии » Ответить

26 мая 1931 года в Харбине состоялся первый съезд Российской фашистской партии

Dobrovolec: 26 мая 1931 года в Харбине состоялся первый съезд Российской фашистской партии, окончательно оформивший эту организацию — крупнейшую из всех белоэмигрантских в Азии Многие дворяне, офицеры и белогвардейцы после событий, связанных с Октябрьской революцией, бежали в китайский Харбин — к 1924 году в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов. По сути это был такой островок императорской дореволюционной России. Как писал архиепископ Нафанаил: «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь». Ещё в конце 1920-х годов группа эмигрантов юридического факультета из числа студентов и преподавателей объединилась в Русскую фашистскую организацию, впоследствии преобразованную в партию. Оформлена она была на съезде 26 мая 1931 года. В течение нескольких последующих лет партия несколько раз меняла название, в том числе из-за неудачной попытки слияния с Всероссийской фашистской организацией Анастасия Вонсяцкого (в 1934-м), после чего в 1937 году остановилась на сочетании «Российский фашистский союз». В среде эмигрантов РФП достаточно быстро стала заметной общественной организацией — по утверждению лидера партии, на пике она насчитывала около 20 тысяч активистов. Японцы, превратившие в 1934 году Маньчжурию в марионеточное государство, стали использовать РФП в качестве среды для набора диверсантов, засылаемых затем в СССР. Сразу отметим, что большинство из них задерживали ещё на границе. Руководитель РФП Константин Родзаевский даже агитировал японцев объявить войну СССР, но его быстро одёрнули. А в 1943 году деятельность партии и вовсе запретили. Партии русских фашистов — единственные из аналогичных организаций того времени, которые никогда не существовали и не действовали в стране, в которой они, собственно, мечтали прийти к власти, если только такой деятельностью не считать диверсии. Белогвардейский фашизм никогда не был внушительной политической силой, самостоятельным явлением — им пользовались те или иные стороны, которым необходимо было ослабить Советский Союз. *Фото использовано с образовательной целью. #Гражданскаявойна@dighistory

Ответов - 1

Игорь Ластунов: Иван Ильин. Наши задачи. О фашизме. 1948г. Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Но опасности его необходимо продумать до конца.. Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь. Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно, и первые попытки могли и не иметь успеха. Но встретить волну социалистического психоза — социальными и, следовательно, противо-социалистическими мерами — было необходимо. Эти меры назревали давно, и ждать больше не следовало. Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру. Однако, наряду с этим фашизм совершил целый ряд глубоких и серьезных ошибок, которые определили его политическую и историческую физиономию и придали самому названию его ту одиозную окраску, которую не устают подчеркивать его враги. Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование. А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого. Эти пробелы и ошибки состояли в следующем: 1. Безрелигиозность. Враждебное отношение к христианству, к религиям, исповеданиям и церквам вообще. 2. Создание правого тоталитаризма как постоянного и якобы "идеального" строя. 3. Установление партийной монополии и вырастающей из нее коррупции и деморализации. 4. Уход в крайности национализма и воинственного шовинизма (национальная "мания грандиоза"). 5. Смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства. 6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией. Эти ошибки скомпрометировали фашизм, восстановили против него целые исповедания, партии, народы и государства, привели его к непосильной войне и погубили его. Его культурно-политическая миссия не удалась, и левая стихия разлилась с еще большей силой. 1. Фашизм не должен был занимать позиции, враждебной христианству и всякой религиозности вообще. Политический режим, нападающий на церковь и религию, вносит раскол в души своих граждан, подрывает в них самые глубокие корни правосознания и начинает сам претендовать на религиозное значение, что безумно. Муссолини скоро понял, что в католической стране государственная власть нуждается в честном конкордате с католической церковью. Гитлер, с его вульгарным безбожием, за которым скрывалось столь же вульгарное самообожествление, так и не понял до конца, что он идет по пути антихриста, предваряя большевиков. 2. Фашизм мог и не создавать тоталитарного строя: он мог удовлетвориться авторитарной диктатурой, достаточно крепкой для того, чтобы а) искоренить большевизм и коммунизм и б) предоставить религии, печати, науке, искусству, хозяйству и некоммунистическим партиям свободу суждения и творчества в меру их политической лояльности. 3. Установление партийной монополии никогда и нигде не приведет к добру: лучшие люди отойдут в сторону, худшие повалят в партию валом; ибо лучшие мыслят самостоятельно и свободно, а худшие готовы приспособиться ко всему, чтобы только сделать карьеру. Поэтому монопольная партия живет самообманом: начиная "качественный отбор", она требует "партийного единомыслия"; делая его условием для политической правоспособности и дееспособности, она зовет людей к бессмыслию и лицемерию; тем самым она открывает настежь двери всевозможным болванам, лицемерам, проходимцам и карьеристам; качественный уровень партии срывается, и к власти проходят симулянты, взяточники, хищники, спекулянты, террористы, льстецы и предатели. Вследствие этого все недостатки и ошибки политической партийности достигают в фашизме своего высшего выражения; партийная монополия хуже партийной конкуренции (закон, известный нам в торговле, в промышленности и во всем культурном строительстве). Русские "фашисты" этого не поняли. Если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором. 4. Фашизм совсем не должен был впадать в политическую "манию грандиозу", презирать другие расы и национальности, приступать к их завоеванию и искоренению. Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовет к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа, значит погубить его. 5. Грань между социализмом и социальными реформами имеет глубокое, принципиальное значение. Перешагнуть эту грань — значит погубить социальную реформу. Ибо надо всегда помнить, что социализм антисоциален, а социальная справедливость и социальное освобождение не терпят ни социализма, ни коммунизма. 6. Величайшей ошибкой фашизма было возрождение идолопоклоннического цезаризма. "Цезаризм" есть прямая противоположность монархизма. Цезаризм безбожен, безответственен, деспотичен; он презирает свободу, право, законность, правосудие и личные права людей; он демагогичен, террористичен, горделив; он жаждет лести, "славы" и поклонения, он видит в народе чернь и разжигает ее страсти; он аморален, воинствен и жесток. Он компрометирует начало авторитарности и единовластия, ибо правление его преследует цели не государственные, и не национальные, а личные. Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима "фашистским". Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их. 6 декабря 1948 г. И. А. Ильин, "Наши задачи", М., Айрис-пресс, 2008 г., т. 1, с. 109-112. ___________________________ На мой взгляд, вполне взвешенно, без лозунгов и прочих перегибов. "Поднять всех против своего народа, значит погубить его". — Особо актуально для сегодняшней РФ.



полная версия страницы