Форум » Т.н "Вторая гражданская война" » Необыкновенный нацизм (продолжение) » Ответить

Необыкновенный нацизм (продолжение)

Dobrovolec: http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201407212015-fwzh.htm/201410161734-144n.htm На Украине процветают идеи нацизма. Отшумели митинги и факельные шествия во славу Бандере, точь в точь, как в гитлеровской Германии, а с политических трибун продолжают звучать шокирующие призывы радикалов. Так, украинский политик Ирина Фарион предлагает уничтожить Москву, а украинцев, считающих родным русский язык - принудительно лечить. Также Фарион рассказывает малышам в детских садах, как плохо носить русские имена.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Игорь Ластунов: Черносотенцы занимались погромами, а когда "приперло" в 1917 году так сразу растворились словно пыль под дождем.

Dobrovolec: Социальное государство в Финляндии построили уже после ухода Маннергейма правые социал-демократы по шведскому образцу...Победа антибольщевицких сил в Финляндии постепенно, путём эволюции, привела к этому... Я писал, что в Финляндии победили белогвардейцы. Но постепенно финнские аналоги шведских социал-демократов построили там социальное государство...В Швеции социализм прекрасно уживается с монархией, монархист отнюдь не значит антисоциалист...

Dobrovolec: Игорь Ластунов ЛС


Игорь Ластунов: Но причем здесь Россия???Здесь "социальное государство" не будет построено НИКОГДА, по той простой причине ,что местные "социал-демократы", "эсеры" и т. пр. в реальности обыкновенные "ПРОСТИ ГОСПОДИ"!?Увы пока так было, так есть и скорее всего так будет всегда!?

Dobrovolec: Москва. Меня достала эта власть. Ч1 Опубликовано: 12 июн. 2017 г. Москва. Меня достала эта власть

Dobrovolec: Не показали, потому что чепуха Почему не осветили то, что происходило? Да потому что это не достойно внимания вообще.

Dobrovolec: БИТВА ПРИ ТВЕРСКОЙ Митинг против коррупции в Москве 12 июня. школота vs реконы :-)

Dobrovolec: ну и каким боком тут эсеры??? Школота Навального даже не знает, кто это были такие, присоединившиеся к ним парочка престарелых хиппи тоже не особо...ни о чем...

Игорь Ластунов: В Россию заползает гибридный Майдан автор Александр Горный блогер, Крым Политические элиты должны жевать быстрее. Пора начинать паковать чемоданы. Майдан медленно заползает в Россию. Будет смута. Майданы просто так не рождаются и нет для них единого сценария, но итог, как правило один. В России Майдан будет другой, гибридный, для этого уже созданы все предпосылки. К огромному сожалению, власти не чувствуют ситуацию, да и как можно её понять, проносясь в своих бронированных членовозах? Это плохо, очень плохо. Не этого я хотел бы желать России. Народ устал, народ беднеет, народ задрали различными идиотскими инициативами. А нефть тем временем ниже 50$ за баррель. Вместо того, чтобы ослабить гайки, решили крутить. Зачем? Резьбу хотите сорвать? Так рванёт, потом не закрутите, если останетесь… Я внимательно следил за происходящей вчера протестной активностью. Ну просто позорище, устроить такой цирк в центре Москвы, в День России? Чего добились? Люди не боятся выходить, особенно молодёжь. Чем вы её испугаете? Арестом? Штрафом? По нынешним молодёжным понятиям загудеть в кутузку это круто. Зачем вы сами разжигаете молодёжь? Или вы там, на верху думаете, что молодёжь это те бараны покорно блеющие вам согласованные вопросы на различных молодёжных форумах с вашим участием? Где ваша Саша Спиберг, которая должна была рассказать секреты влияния на молодое поколение через видеоблогги? Денег ей не заплатили или девушка сдулась? Не надо быть большим экспертом, чтобы понимать происходящее, и дело здесь не в Навальном. Его то вы умудрились раздуть до федерального масштаба да так, что уже и бабушки сочувствуют несчастному Лёше, которого ни за что загребли у подъезда своего дома. Вам, современным российским политическим элитам, есть куда бежать. Что не единоросс, то из списка Форбс или где-то рядом. Мне из России бежать некуда. Я не хочу Майдана в собственной стране. Я видел украинский майдан от и до. Я видел, как раскручивали украинский народ, только здесь его раскручиваете Вы своей тупой внутренней политикой. Зачем? А Медведев, красавчик просто. Вместо того, чтобы уйти, отсиживается в доме со своими уточками. Может ждёт, что назначат приемником? Чел просто без понятий, таких в народе не любят, он даже не Димон….. Рванёт, однозначно скоро рванёт, если властная вертикаль не перестанет крутить и выкручивать собственный народ. Вам точно надо валить, если вы боитесь собственных сограждан, которые мирно вышли в День России не на Сахарова, а на Тверскую. Владимир Путин гарант Конституции и наших конституционных прав. Что он скажет? 30 суток ареста Навальному ох как вам аукнутся…. идиХотХы, что вы делаете с Россией. Майдан медленно заползает в Россию и его уже не остановить. Случится ли в России Майдан? Что думаете? Пишите мне Здесь.

Игорь Ластунов: "Школота Навального"может и не слышала про эсеров и меньшевиков,но участники сайта,считающие себя солидарными с эсерами и меньшевиками,должны бы знать,что эсеры и меньшевики НИКОГДА не поддержали бы диктатора Путина т его хунту.

Игорь Ластунов: Кто провокатор? автор Антон Орехъ обозреватель Навальный — провокатор или нет? Призыв пойти на несогласованную Тверскую вместо согласованного Сахарова — это провокация или нет? Если брать отдельно взятое событие, безо всякого контекста — то это, конечно, решение провокационное. Потому что влечет понятные всем последствия. На Сахарова тоже наверняка были бы задержания — без них у нас даже из собственного подъезда выйти невозможно, не то, что на митинг пойти. Но на Тверской их на порядок, на три порядка больше. Там, где были бы единицы, получились сотни повязанных. Так что да, в этом смысле призыв Навального — это определенная провокация, эскалация и вызывание огня на себя — в прямом смысле, кстати, тоже — ведь и самого Алексея взяли под локоток. Но это если рассматривать ситуацию в отрыве от всего, что ей предшествовало. А мы как-то уже подзабыли, что не должны получать разрешения на проведение митингов и собраний. Мы уведомляем власти о своем желании собраться и что-то провести. Но по факту нам требуются разрешения. Ведь согласование — это и есть разрешение. У тебя имеется желание что-то организовать, но если власти это не согласуют, то фактически твоя акция становится запрещенной и в итоге изготовители автозаков потирают всякий раз свои мозолистые руки, потому что на их продукцию нынче невероятный спрос. На сотни задержанных требуются десятки машин — причем, уже не только для Москвы, но и для Питера и для других городов по всей стране. А потом вашу акцию формально согласуют, но фактически срывают. Потому что экраны, оказывается, опасны и кого-то могут перевозбудить. Монтировать сцену и звук запретят уже не вам, а всем возможным подрядчикам. Хоть сам бери топор, пилу и гвозди. Впрочем, с топором вас сцапают еще до всякого митинга, а заодно влепят за незаконную перепланировку города, который само начальство уже вконец изнасиловало траншеями и плиткой. Ну, дали бы спокойно Навальному собрать людей, провести митинг — с экранами, сценой и звуком, без ОМОНа и автозаков — и ничего бы не было! Ни шума на весь мир, ни задержанных, ни побитых. И народу, к слову, пришло бы не так много. Гражданам шашлыки дороже всего на свете. Но власти с самого начала закладывались на конфликт. Потому формально все разрешали, а за кулисами делали все, чтобы ничего не получилось. Столкновения и беспорядки нужны властям гораздо больше, чем Навальному. Чтобы запугать всех, кто впредь собирается ходить на уличные акции, чтобы под предлогом беспорядков запретить все, что еще не успели запретить. Ну, и конечно, чтобы получить на будущее шикарные бюджеты. На новые автозаки, на камеры, распознающие лица, но современные дубинки и водометы. Да и просто, чтобы за казенный счет пополнить личные карманы. Поэтому те, кто больше всех орут про провокации, те и есть главные провокаторы — вот и все.

Dobrovolec: на данный момент это неплохой фундамент ( стабильность) для последующей борьбы за социализм, который тоже подразумевает социальную стабильность...

Игорь Ластунов: Социализм подразумевает только общую социальную нищету и единый социалистический концлагерь.

Dobrovolec: В Швеции, Германии и других социальных странах - нищета и концлагерь? И, в конце концов, кто-то и другую точку зрения, противиположную Вашей должен представлять, иначе дискуссии не получится...

Игорь Ластунов: СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО и социалистическое государство, это как говорят в Одессе два большие разницы. Швеция, Германия и пр. НИКОГДА не были и даже в страшном сне не предполагали быть "социалистическими государствами". У нас даже тупые студенты знают ,благодаря Теории государства и права основные отличия одного типа государств от другого!

Dobrovolec: социал-демократы ( аналог российских меньшевиков и правых эсеров) и построили там социальные государства, я о них и вел речь, а не о социализме сталинского образца. :-))) Жаль, что Вы не поняли...

Dobrovolec: Игорь Ластунов Скандинавская модель (также Шведская модель, Североевропейская модель, Североевропейская социал-демократия[1][2]) — экономическая и социальная модели североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия). Хотя существуют значительные различия между североевропейскими странами, все они имеют некоторые общие черты. В их числе — государство всеобщего благосостояния, конкретно направленное на повышение индивидуальной автономии, содействие социальной мобильности и обеспечение основных прав человека, а также на стабильность экономики. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства[3]. Данная модель широкого общественного благосостояния и вместе с тем присущий этим странам широкий индивидуализм был описан Ларсом Трагардом (Tragardh), из Университетского колледжа Ersta Sköndal, как «государственнический индивидуализм»[4]. Иногда эту систему называют социалистической, одновременно подвергая критике как чрезмерно капиталистический социализм. Скандинавскую модель лучше всего можно охарактеризовать как своего рода «золотую середину». Она не является ни полностью капиталистической, ни социалистической, пытаясь объединить наиболее удачные элементы обеих систем[5]. В 2013 году The Economist заявил, что страны Северной Европы имеют, вероятно, наилучшую систему управления в мире[4]. я говорил о социализме только в этом контексте...

Dobrovolec: https://snob.ru/selected/entry/125769?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=targetings-Snob&utm_content=instant#0_5___963_0 Владимир Соловьев об участниках акции 12 июня: «2% дерьма» Журналист Владимир Соловьев в эфире программы «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM» прокомментировал акции протеста, прошедшие в России 12 июня +T- Для начала Соловьев оценил участников акций. «Молодежь, она вся с телефонами. Они все мажоры. Почему они такие стильненькие? Это значит, что они дети коррупционеров. Это дети тех, кого борьба с коррупцией, судя по всему, взяла за задницу. У кого наверняка кто-то из родителей уже сидит либо под условным сроком, либо попал под статью», — заявил Соловьев. Он предложил подсчитать, сколько людей вышло на акцию на Тверской улице в Москве со стороны фестиваля реконструкторов и со стороны Алексея Навального. Соловьев предложил условиться, что сторонников Навального было 5 тысяч человек, а всего на Тверской в тот день было 260 тысяч человек. «Значит, это получается 1,9 процента. То есть вечные 2 процента дерьма. И вот эти 2 процента дерьма считают, что они здесь — власть?! Считают, что они могут портить людям праздник?! Вот эти 2 процента дерьма считают себя вправе что-то кому-то в Москве объяснять?! Они пошли не против Собянина, они пошли не против Путина, они пошли против народа» — считает Соловьев. В Москве и других российских городах 12 июня прошли акции протеста против коррупции. Алексей Навальный изначально согласовал с мэрией проведение акции на проспекте Сахарова, но в последний момент призвал сторонников выйти на Тверскую улицу. В тот день на Тверской задержали, по данным «ОВД-Инфо», более 800 человек. Навального арестовали на 30 суток.

Игорь Ластунов: А причем здесь "УРАВНЕНИЕ" в "социальных благах" процветающих Германии и Швеции и Сталинского СССР, Китая времен Мао-Цзэдуна, Кампучии Пол-Пота, Кубы и т.д.??? "Социалистической" "скандинавскую" или "шведскую модель "социализма" называли только в"БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА" Сусловские пропагандисты из ЦК КПСС.

Dobrovolec: ну я и призываю в России бороться за социализм шведского типа...Это мой выбор и право...Чрезмерное увлечение терроризмом мне у эсеров, как раз, не нравится, но вот крестьянский социализм был бы для России тогда самое то...

Игорь Ластунов: Сами бедные Шведы ничего не знают и не подозревают о "социализме шведского типа". Это все выдумки советских пропагандистов.То что раньше по ошибке называли "шведской моделью социализма" уже понемногу себя изживает даже в Швеции.Сейчас во всей Европе другая главная опасность "исламские братья". Поэтому идея "социального государства"тоже очевидно вскоре начнет выходить из моды.Что касается "крестьянской Руси" то она на сегодня просто умерла.Остались вечно пьяные колхозники, грабящие и убивающие пенсионеров и фермеров за бутылку водки.

Dobrovolec: нормально все в Европе, кремлевская пропаганда преувеличивает проблему с беженцами раз в 100. Восточноевропейские банды взломщиков гораздон бОльшая проблема. Шведы очень даже "подозревают" о социализме, уже 100 лет регулярно голосуя за социал-демократов (аналог тогдашних русских меньшевиков). Идея социального государства никогда не выйдет из моды, она уже стала частью менталитета и национальной гордостью немцев. Понятно, что крестьянский социализм сейчас уже неактуален, но тогда... А вот социальное государство по образцу Германии, Швеции или Канады в России можно и нужно будет построить...

Игорь Ластунов: «Нашу Пеппи ждет хорошая встряска» Экономика Швеции слабеет из-за недостатка иммигрантов.Швеция постепенно теряет статус процветающего государства. В последние годы рост экономики страны обеспечивала постоянно прибывающая иностранная рабочая сила, но сейчас правительство собирается ужесточить миграционное законодательство. Еще совсем недавно экономику Швеции сравнивали с героиней Астрид Линдгрен Пеппи Длинныйчулок — девочкой, которая была такой сильной, что могла носить на руках собственную лошадь. Сейчас это сравнение может показаться уже не таким точным. Шведская крона находится практически в состоянии свободного падения (с апреля крона подешевела почти на 10%, до $0,1135). Одна из крупнейших компаний страны — телекоммуникационный гигант Ericsson — столкнулась с серьезными проблемами и планирует масштабные сокращения, отмечает Bloomberg. Швеции все сложнее найти себе место в мировой экономике.Нам нужно нормализовать ситуацию и стать медленно растущей экономикой — это будет не слишком легко», — говорит Рогер Юзефссон, главный экономист стокгольмского подразделения Danske Bank. Агентство отмечает, что раньше скандинавская экономика была очень открыта для иммигрантов, привлекая значительную часть сторонней рабочей силы, в результате чего страна показывала темпы роста вдвое выше, чем в еврозоне (в 2010 году 6% против 2,1% соответственно; 2011-й: 2,8% и 1,6%; 2012-й: -0,4% и -0,9%; 2013-й: - 0,3% и -0,9%; 2014-й: 2,7% и 1,1%; 2015-й: 4,2% и 2%). Сейчас же многие страны Европы, а также США взяли курс на протекционизм и национализм, поэтому рецепт шведского экономического роста понемногу устаревает. А чтобы снизить популярность набирающих силу ультраправых движений, правящая политическая элита разрабатывает меры для ограничения притока мигрантов. Главный экономист Swedbank Анна Бреман считает, что новые ограничения — это плохая новость, так как приезжавшие в страну иммигранты стали одним из главных драйверов экономического роста в последнее десятилетие. За это время в Швеции было создано более 500 тыс. рабочих мест. Немало, учитывая, что в целом работоспособное население оценивается в 5 млн человек. Два из трех новых рабочих мест отходили иммигрантам. «Если бы не эти 350 тыс. человек, которые присоединились к нашему рынку труда из-за рубежа, наш ВВП даже близко не подошел бы к нынешнему. Сокращение притока иммигрантов означает для Швеции необходимость искать новые пути для роста. И в этом аспекте наша страна не особенно отличается от других государств Европы», — рассказывает Бреман.Пока у властей не получается стимулировать развитие национальной экономики. У Центрального банка остается не так много инструментов после введения отрицательных ставок и объявления о запуске масштабной программы приобретения активов для стимулирования инфляции (в августе она еле перешагнула отметку в 1%). В свою очередь, правительство решило повысить налоги, хотя до этого облегчение налогового бремени позволило увеличить чистый доход населения на 25% за 10 лет, пишет Bloomberg. Также власти поощряют граждан полностью выплачивать ипотеку, что должно успокоить выходящий из-под контроля рынок недвижимости.

Игорь Ластунов: Особенности смешанной экономики в Швеции Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную” . Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежит частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширялся, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года. Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства — 92%, в том числе в здравоохранении — 91,9%, в образовании — 88,7%, в социальном страховании — 98,2% (по данным 1982 года) . В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний — 56%.

Игорь Ластунов: Т.е. в экономике(особенно в производящей части) Швеции преобладает частный сектор, что абсолютно противоречит идеям социал-демократов. Россия "путинского разлива" НИКОГДА НЕ СТАНЕТ Швецией, А ТЕМ БОЛЕЕ ГЕРМАНИЕЙ. ЭТО АПРИОРИ НЕВОЗМОЖНО!

Игорь Ластунов: Бизнесмен Сергей Михайлов(ОДИН ИЗ ГЛАВАРЕЙ СОЛНЦЕВСКОЙ ОПГ ПО КЛИЧКЕ МИХАСЬ) подал в суд иск о защите чести и достоинства против политика Алексея Навального и возглавляемого им Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Об этом сообщили ТАСС в Люблинском суде Москвы."Истец просит взыскать с каждого из ответчиков по 250 тыс. рублей, а также просит оплатить все судебные издержки", - рассказал агентству представитель суда. Претензии истца связаны с фильмом "Чайка", который Фонд борьбы с коррупцией выпустил 1 декабря 2015 года. Михайлов просит опровергнуть прозвучавшие в фильме сведения о том, что он "криминальный авторитет 90-х" годов и "глава солнцевской ОПГ".

Игорь Ластунов: Почему так много людей ностальгирует по жизни в СССР? Быт Вот что я не собирался писать в своих мемуарах, так эту главу - о быте в СССР. И подзабыл уже, да и неважным считал. Смысл моей жизни был и остаётся - в творчестве, где бы оно ни проявлялось - в литературе, в информационных технологиях, в истории или бизнесе. Внутренняя жизнь для меня всегда была важнее внешней. Бытовые проблемы были всего лишь досадной помехой, которая тормозила саморазвитие. Время и силы, потраченные на добывание самого необходимого, можно было потратить куда более эффективно - и я это видел каждый день, "подбивая бабки" по хронометражу и видя, сколько часов ушло на этот самый быт и куда я мог бы их потратить. Однако теперь я это опишу, и вот почему. Последние десять лет "Мемориал", и Красноярский "Мемориал" в том числе, вплотную занялся новым направлением в истории - историей повседневности. Изучается быт людей по их личным воспоминаниям. Это история, которая говорит не о великих деяниях, а обыкновенной жизни обыкновенных людей. Мы опрашиваем людей сами, подключаем школьников. Истории, которые нам рассказывают - поразительны. Вот, например: бабушке девяносто лет, пережила и голод 33-го, и войну, и лагерь, и спецпоселение и всё, что было потом. О чём с ней ни заговоришь, разговор сводится к еде. Всё помнит - сколько где пайка была, где чего удалось надыбать поесть, как женщины выносили ворованное зерно во влагалище и т.п. Это, кстати, очень характерно: с едой в СССР было плохо даже в "золотой брежневский век", ну разве что с голода уже не пухли. Эти рассказы дают то, что ни в каких документах не найдёшь. Задумывались ли вы о том, например, как женщины в лагере ухаживали за своими волосами или справлялись с менструациями? Менструации у многих просто прекращались, организм переходил из режима размножения в режим выживания. Об этом говорят многие люди независимо друг от друга, в том числе Ефросинья Керсновская. Волосы для женщины - не просто волосы, это элемент самоощущения (особенно хорошие, красивые волосы). Женщина с неухоженными волосами перестаёт ощущать себя женщиной. Но металлические расчёски в лагере были запрещены, костяные быстро ломались, а чем волосы расчёсывать? С длинными волосами в лагере были мучения (ни помыть, ни причесать). Некоторые, как уже упомянутая Рау, просто стриглись "под ноль", все остальные стриглись довольно коротко, а расчёсывались самодельными расческами, сделанными из расщепленных тонких досточек. Вот это - очень важные детали, они дают для понимания того времени гораздо больше чем документы. Да и "по эту сторону колючки" люди рассказывают много интересного. В отличие от школьников и студентов, с которыми мы ходим на опросы, я и сам многое из того, что они рассказывают, помню - и комментирую. В какой-то момент я осознал себя не только интервьюером, но и интервьюируемым: почему бы мне не написать историю моей повседневности? Первое. Если кто-то (или его родственники) были номенклатурными работниками, работали в торговле или «на оборонке», имели «блат» или банально приворовывали на родном предприятии – у них эта история повседневности была существенно другой. Наша же семья никакого блата не имела. Нигде. Ни спецпайков, ни льготных путёвок, ни распределителей, ни даже знакомой продавщицы в магазине. Но это была жизнь большинства, жизнь обыкновенного и никаким боком не привилегированного советского человека.Второе. Быт столичного жителя и жителя провинции отличался разительно. Хотя и в столицах (Москве, Киеве, Минске и т. д.) люди жаловались на очереди и дефицит, но этот дефицит по сравнению с провинциальным казался изобилием. Детство я провёл в таёжных посёлках (дальше некуда), а взрослую жизнь – в Красноярске, который упорно не пускали в «миллионники», потому что тогда его пришлось бы перевести с обычной на повышенную категорию снабжения. Не на столичную, но повышенную всё-таки. И третье. Многие в СССР страдали от невозможности достать модные и качественные вещи – кроссовки, дублёнки и т. п. Я от этого не страдал. Потребности мои анекдотически малы, ещё с детства – весьма небогатого, если не сказать бедного. Но даже когда возможности возросли на порядок с конца восьмидесятых – потребности практически не увеличились. Я не понимаю, зачем мне автомобиль, и до сих пор езжу на автобусе. В одежде не то что не моден, но даже и неряшлив. Первая мебель, которая появилась у нас после свадьбы – стеллаж, сколоченный из плохо струганных досок, и тридцать три года моя библиотека на нём стояла. Мои любимые философы - Руссо, Толстой, Эпиктет, а особенно - Генри Д.Торо. Мои нравственные и философские искания (о которых будет отдельная глава) тоже в значительной степени были связаны с потребностями. Инстинктивно я чувствовал (а эти философы подтверждали), что свобода, к которой я так стремился, в первую очередь есть свобода от лишних потребностей. Даже моё освобождение от вбитого в школе и университете марксизма происходило через стоицизм, через сравнение подходов Маркса и Торо (разумеется, в пользу последнего) Так вот. Даже и мои предельно скромные потребности советская власть удовлетворить не могла. Такое простое блюдо как рожки, обжаренные в масле, уже требовало дефицитнейшего сливочного масла (о рожках - отдельный рассказ). Моя повседневная история по большей части смешна, но и грустна одновременно. Ну да, вот так мы жили ПО ЭТУ сторону прилавка. Я всего лишь вспомню, как оно было. А выводы каждый сделает в меру своей испорченности. Некоторые говорят, что в СССР мы как сыр в масле катались. Ну ладно, с сыра с маслом и начнём. История о том, как сыр в масле катался В нашем магазине "выбросили" масло. "Выбросили" - это такой термин. Он не равнозначен слову "продажа". Он очень точный. По ТУ сторону прилавка взяли себе масла сколько надо, но оно почему-то ещё осталось - и остаток ВЫБРОСИЛИ тем, кто по ЭТУ сторону прилавка, как выкидывают собакам протухшее мясо, или стае голубей семечки. Ну, только не бесплатно, а за деньги. Товары, кстати, ВЫБРАСЫВАЛИ обычно в конце месяца, квартала и или года. Ну, то есть, если план не выполнялся, то выбрасывали, а если план был сделан - то и не выбрасывали. Поэтому в конце месяца, квартала, а особенно года, советские люди хором сбегали с работы и оккупировали магазины в надежде на то, что там что-нибудь ВЫБРОСЯТ.Масло продавали нарезанным по 300-400 граммов, и в руки давали только один кусочек. И жена взяла сына в магазин, чтобы взять два кусочка. В магазине давка, четырехлетний человек упирается носом исключительно в жопы. Очередь была около часа, масла купили, но сын его есть отказался. Он, кстати, в очереди не уросил, и дома тоже не закатывал истерик, но сказал спокойно и твёрдо (хотя голос дрожал): мама, давай так: я никогда не буду есть масло, а ты никогда не будешь брать меня в очередь. И ведь не ел, пока масло не появилось в магазинах свободно - но это было уже не при социализме. Гвозди бы делать из этих детей... У памяти есть свойство забывать плохое. Говорят, женщины бы второго-третьего и далее не рожали, если бы в красках помнили, как рожали первого. Люди стараются забыть плохое, и оно как бы перестаёт существовать. Собственно, в этом секрет ностальгии по СССР у тех, кто был по ЭТУ сторону прилавка (по ТУ жизнь была и сытнеё, и веселей, кто ж спорит. И им было что терять - хотя один мой знакомый инструктор райкома, вкусив чуток постперестроечной жизни, сказал мне: "Бля! Всё, что в тех пайках было, теперь в любом магазине. А мы за те пайки душу продавали! Зачем?"). Случай с маслом я тоже умудрился забыть – жена напомнила, когда зашёл на днях разговор о «жизни в СССР». И даже сейчас, через двадцать с лишним лет, вспомнив, всплакнула. И сын не помнит. А случай-то показательный, между прочим. Вот вы вчитайтесь, поймите глубину унижения, которое пережил четырёхлетний человек – мне кажется, этот эпизод говорит о жизни в СССР больше, чем тонны социологических исследований. Сын напомнил нам о достоинстве, давно забытом. Очередь была ЕЖЕДНЕВНЫМ УНИЖЕНИЕМ, а с ежедневным унижением свыкаешься и перестаёшь его ощущать как унижение, ощущаешь только как привычное неудобство – а кое-кто сейчас и вовсе предлагает этим унижением гордиться... Масло, кстати, было не блажью – у тестя была язва желудка, и практически всё сливочное масло, которое удавалось добыть, отдавалось ему – для него это был вопрос жизни и смерти. И вот загадка: сливочного масла не было, маргарин – ешьте сами, кто его придумал, был ещё такой комбижир, но это ещё хуже маргарина. Вопрос: на чём картошку жарить? Голь на выдумки хитра. В мясных магазинах продавались куски свинины, где мяса практически не было, сплошное сало. Берётся это сало, перекручивается через мясорубку, топится – и в трёхлитровые банки. Потом на нём можно жарить. То, что получалось – называлось смальцем. Это деревенская технология, но горожане её переняли – не от хорошей жизни. Растительное масло, говорите? Это такое в бутылочках пластиковых, разных форм и фирм? Что? Оливковое? А это что ещё такое? Было только разливное подсолнечное noname, не фильтрованное, с осадком, из грязных бидонов. Не каждый день и в очереди. Теперь, собственно, о сыре. Он был распространён по территории СССР как-то крайне неравномерно. Например, в Красноярске его практически не было, а на Алтае он был постоянно. Более того, там бывало и по два-три сорта, а в Красноярске на сорт не смотрели: выбросили СЫР – и становишься в очередь за СЫРОМ. Кто-то из юмористов по этому поводу хорошо пошутил – скорее всего, Жванецкий. Кстати, я имел в виду именно настоящий сыр, а не копчёный и плавленый. Сыр «Дружба»... – ну он-то БЫЛ, хотя куда лучше, если бы и его НЕ БЫЛО. Впрочем, мы подошли к очень важному понятию. История о нечётких множествах Нечёткие множества - это такой раздел математики. Если у обычных множеств элемент либо принадлежит множеству, либо не принадлежит, то у нечётких - элемент принадлежит множеству с некоторой вероятностью. На этом, собственно, и строится нечёткая математика, которая гораздо лучше подходит для моделирования социальных явлений, чем обычная математика. Так вот, следует предупредить читателя о некоторой важной языковой особенности. Когда вам советский человек говорит, что, допустим, в Красноярске колбаса была, а в Абакане нет, он вкладывает в слово «была» совсем другой смысл, чем вы. Для вас «была» – значит, продавалась совершенно свободно в любом магазине (то есть используется обычная математика). Или, выражаясь уж совсем математически, «в любом произвольно взятом продуктовом магазине в произвольно взятый момент времени в продаже имеется хотя бы один сорт колбасы». Ну, как сейчас. Советское «была» означает на самом деле «бывала» (то есть была с некоторой вероятностью) – и это уже нечёткая математика. Нельзя сказать, что колбасы в Красноярске не было вообще. Бывало, и «выбрасывали». Бывало, даже удавалось купить. Но говорить, что она БЫЛА, это лукавая языковая небрежность. Это в Москве колбаса, действительно, БЫЛА, (хотя, на самом деле она БЫВАЛА с вероятностью выше 0,95, но это с точки зрения матстатистики почти одно и то же). А в Красноярске – БЫВАЛА, а в Абакане тоже БЫВАЛА, но редко, в пределах статистической погрешности, так что можно считать, что в Абакане её НЕ БЫЛО. Это сейчас ассортимент этой самой колбасы примерно одинаков, как в столичном магазине, так и в сельпо (с точностью до производителя). А тогда вероятность покупки колбасы резко убывала по мере продвижения от центра к периферии, с вариациями по регионам. И не только по регионам, но и по годам. В зависимости от года БЫЛО могло преобразоваться в БЫВАЛО или даже в НЕ БЫЛО, а потом обратно. Так, например, мясо в начале шестидесятых, можно сказать, БЫЛО – мы решили догнать Америку по потреблению мяса, для этого перебили почти всех бурёнок. Производить мясо скоро стало не из чего, и после этого до самого конца СССР мяса в магазинах, можно сказать, НЕ БЫЛО. Хлеба в начале шестидесятых, наоборот, НЕ БЫЛО (сам очереди за хлебом ночью занимал), а в семидесятых он БЫЛ в таких количествах, что его скармливали тем самым оставшимся в живых бурёнкам (впрочем, об этом будет отдельная глава). И, например, в Красноярске семидесятых рыбные беляши БЫЛИ, а мясных НЕ БЫЛО. А в восьмидесятых мясные беляши уже БЫВАЛИ, причём с вероятностью выше 0,5. И, что характерно, я сам уже стал забывать о такой гадости, как рыбные беляши, но вот читал свой ранний (и неудачный) рассказ "Мимо" - и вспомнилось: "Он откушал рыбного беляша, потолкался в очереди за пивом [у киоска "Союзпечати"], перешёл улицу в неположенном [положенном]месте и почувствовал себя полноценным горожанином." Правки в тексте, кстати, проведены тогдашним редактором "Университетской жизни", чтобы рассказ удовлетворял канонам социалистического реализма. Замечу, точно так же внутренний редактор проходится по памяти "ностальгентов" по СССР: они помнят беляши, но не помнят, что они рыбные, а даже если и помнят, то не упоминают, а говорят просто "беляши". У нынешних слушателей и мысли не может возникнуть о том, что беляши могут быть рыбными, из хека - ну правда же, нелепость какая-то: беляши с хеком! И они остаются в полной уверенности, что советские люди питались вкусными мясными беляшами. Впрочем, пора поговорить о мясе.

Игорь Ластунов: История о сайгаках Где-то в начале восьмидесятых мой сослуживец говорит – сайгака хочешь? А это кто, говорю я. Это типа барана. Типа барана хочу, говорю я. Ещё бы я не хотел – если свинину еще можно было раздобыть иногда, то баранина была запредельным каким-то дефицитом. Да и свинина-то была в основном представлена свиными головами (но, кстати, и их раскупали). Тогда давай деньги, говорит он. Были эти сайгаки не то по четыре рубля по кило, не то даже и по три. А может, и по пять. Точно дороже госцены, но подъёмно. Занял где-то денег, включили мы в кооперацию весь наш Вычислительный Центр. Где-то после обеда подъезжает грузовик, полный этих самых сайгаков. И каждому досталось по туше – их не рубили, только взвешивали. Потом, после работы, был цирк с конями... в смысле сайгаками. Весь наш ВЦ идёт по Академгородку, и каждый тащит в руках сайгака, завёрнутого в АЦПУшную бумагу (мало кто помнит, но тогда компьютеры печатали не на листках формата А4, а на длиннющих бумажных «простынях» шириной 120 сантиметров, с перфорацией по краям. У меня коробка такой бумаги до сих пор стоит). Вбиваемся в автобус. Час пик, автобус набит, смешались в кучу кони (в смысле сайгаки), люди. И все люди пытаются от нас отстраниться (ну, мясо всё-таки, и уже оттаявшее), но при этом допытываются: где брали? А мы гордо отвечаем, что там уже нет. Дома был пир горой. Дети до сих пор помнят «мясо по-разбойничьи» – полная сковородка жареного мяса, с рёбрышками; мы даже гарнир не стали делать. Много ли надо советскому человеку для полного счастья... Потом, правда, оказалось, что где-то в Казахстане был мор на этих сайгаков, и их в срочном порядке стали забивать – как больных, так и здоровых. Нам, похоже, попался нормальный сайгак, а говорят, были случаи, когда и в больницу увозили... Была еще похожая, но более скучная, история, когда мой шурин договорился в деревне купить свинью (аж прямо какой-то гражданской войной пахнуло, когда городские люди ездили в деревню менять вещи на продукты), но свиньи ему было много, а полсвиньи почему-то не продавали. И он приволок нам полсвиньи, и мы рубили эту тушу прямо на пороге (а на чём еще рубить – не на улицу же вытаскивать?). Кстати, советские учёные доказали, что мясо вредно для организма, в нём много холестерина. И в сливочном масле тоже. Партия и правительство, борясь за здоровье советских граждан, холестерин из их рациона исключало. Конечно, проводилась и соответствующая PR-компания – по телевизору в самый прайм-тайм чуть ли не ежедневно выступали эти учёные . А в маргарине, говорили советские учёные, никакого холестерина нету, так что, дорогие граждане, смело намазывайте его на хлеб! Вот, будь моя воля, посадил бы я этих советских учёных в одиночные камеры, и кормил бы их этим маргарином. Намазывайте, товарищи, смело намазывайте! А лет через пятнадцать посмотрел бы на тех, кто выжил. Ностальгенты говорят: ну ладно, в магазинах мяса по два рубля НЕ БЫЛО, но на рынке-то, по четыре, БЫЛО! Не спорю, на рынке по четыре мясо БЫВАЛО. Сам покупал. Это происходило примерно так. Стоит нервная толпа посреди Центрального рынка, там где мясные ряды. Ряды пустые. Может, где-то голова свиная лежит или что-то вроде сала. В какой-то момент толпе кажется, что вон там сейчас будут рубить мясо (например, там заметили рубщика, пусть даже без топора или продавщица появилась). Вся толпа ломится туда, на ходу образуясь в очередь. Минут через пять, после ругани и иногда даже мордобоя, очередь «устаканивается» и терпеливо стоит. Но оказывается, что рубщик или продавщица пришли туда по каким-то другим делам. Пришли, да и ушли. Очередь, особенно с хвоста, опять начинает концентрироваться в центре зала. Чем, однако, кончалось дело. Приносили одну тушу. Если ты был не среди первых счастливчиков, то стоял и видел, как исчезают самые лучшие куски (многие куски вообще до прилавка не доходили, их брали грузчики и другие приближённые лица, что-то продавщица сразу клала под прилавок). А тебе доставалось то, что оставалось. Бывало, приносили сразу две туши – в разные места. Начиналось страшное – люди неслись туда, неслись сюда, надо было угадать и не прогадать. Я, бывало, зло шутил над очередью – встану у какого-то пустого прилавка и стою. Люди нервничали – не просто так он там стоит, что-то явно знает. Кто-то не выдерживал и вставал за мной – на всякий случай. Двое – это уже серьёзно, тут же вставал третий и четвёртый и сразу же образовывалась длинная очередь. А я отходил и наблюдал за этой очередью со стороны. Однажды дошутился – именно к этому прилавку привезли говяжью тушу, но меня, конечно, обратно в очередь не пустили. Но, кстати, на рынке мясо можно было хотя бы увидеть, пусть даже его не удалось купить. А в магазинах его просто НЕ БЫЛО. В советское время в Красноярске я ни разу не видел, чтобы мясо (свинина, баранина, говядина) продавалось в магазине. Ни разу. Магазины, кстати, назывались обычно «Мясо – рыба». Но была там только рыба, строго двух видов – минтай и хек. Кстати говоря, не самая плохая рыба. Если только не есть её каждый день. Ещё БЫВАЛА скумбрия холодного копчения, но о том, как вкусна на самом деле эта рыба, я узнал только, когда попробовал её в Одессе. А так мы её не то, чтобы ели – мы ей закусывали пиво, за неимением лучшего. Ещё БЫВАЛА мойва, из которой умелицы делали шпроты, почти как настоящие (настоящие шпроты были запредельным дефицитом и подавались по большим праздникам). Кета и горбуша считалась деликатесом, их можно было раздобыть разве что к праздникам (первое мая, седьмое ноября), что же до сёмги, кижуча, лосося и т. п. – мы знали только их названия. Особенно удивительно, что, живя на берегу самой большой реки континента, мы не видели в магазинах и рыбы, которая в ней водилась – сига, чира или даже хариуса. Изредка БЫВАЛИ всякие экзотические рыбы – камбала, палтус, нототения, рыба со странным название «ледяная» и даже красивый огненный морской окунь. Их привозили большими замороженными блоками, которые тут же у прилавка разбивали, бросая эти блоки на постеленный на полу картон. Получившиеся обломки завешивали и продавали, допустим до двух килограммов в руки. Но, бывало, выдача не лимитировалась – и я купил как-то целый блок морского окуня, килограммов на десять или даже больше. Как я его вёз в автобусе? Да так же, как сайгака. Что мы с ним сделали? Да слопали с большим аппетитом. Не сразу, конечно – то, что сразу не съели, сложили в холодильник, благо он был практически пустой. Однако, морозилка в «Бирюсе» была небольшой, а окунь в значительной части состоял из головы. Чтобы как-то впихнуть всего окуня в морозилку, пришлось его разделать, прямо в мороженом виде – отрезать голову и острые плавники. Жена до сих пор вспоминает об этой операции с содроганием. Зато, говорит, окуня вкуснее этого она никогда не ела. К слову, о холодильниках. Они были очень популярны в советских семьях. Я видел в некоторых квартирах три и даже больше холодильников (были ещё популярны морозильные камеры). Понятное дело, в маленьких кухнях они не все помещались, поэтому они стоили и в прихожих, и в залах, и в спальнях. Потому что, во-первых, случись удачная покупка (сайгак или окунь), есть куда положить. Во-вторых, летом и осенью советский человек много чего заготавливал на зиму и это много чего надо было где-то хранить. В третьих, любой продукт закупался по максимуму. Дают в руки палку колбасы – берёшь палку. Дают в руки полкило масла – берёшь полкило (а сможешь зайти два раза – вот тебе и кило). Это сейчас можно себе позволить купить грамм двести сыра в супермаркете, да сразу и съесть. А тогда увидел сыр – берёшь сыр по норме отпуска в руки, он ждёт своего торжественного часа в холодильнике. А, кстати, если есть возможность купить холодильник (очередь подошла и т. п.) – берешь холодильник. Даже если у тебя их уже два. Мало ли – старый сломается, или что. Или продать можно. Холодильник вещь ликвидная. Но, всё-таки, о мясе. БЫВАЛО в продаже диетическое мясо. Например, кролики в кооперативных магазинах и на рынке. Дорого, но почти без очереди. Потому что мяса в этом кролике – чуть. Но к праздника и кроликов сметали. Забавная деталь – правая задняя лапа кролика никогда не обдиралась – чтобы придирчивый покупатель убедился, что это тушка кролика, а не кошки (однако, неспроста появилось это правило!). БЫВАЛА в магазинах и супердиетическая курица. В ней настолько не было холестерина, что начитанный народ назвал её «синей птицей». Зато у неё были лапы с когтями и голова с клювом (для дополнительного веса по той же цене), а также остаточные перья, так что её приходилось ощипывать уже после покупки. Заботливые работники прилавка, в борьбе с холестерином, даже из непотрошеных кур умудрялись вынимать сердца, печень и желудки (почему-то они ценились даже больше, чем собственно куриное мясо, хотя сейчас мы этим сбоем кормим кота). Об этом диетическом продукте даже песни слагали: "Когда-нибудь это случится и встретится мне на пути пугливая синяя птица, которую трудно найти" Но, увы, надежды не оправдывались: "синей птицы простыл и след" Заметно даже по песням, что отличительная особенность этого продукта - неуловимость. Настоящей сенсацией были импортные куры и индюки (не помню, чтобы их продавали в Красноярске, но я привозил их из командировок в Москву или Киев). Они были упитанные, ощипанные как следует, без голов и лап, а внутри сбой лежал в полиэтиленовом пакетике. Да и сама курица была упакована в специальный фирменный пакет с надписями по-венгерски, что ли. Впрочем, что мы всё о мясе да о мясе. С хлебопродуктами-то проблем не было?

Игорь Ластунов: История об яичных рожках Питание советского человека зиждилось на трёх китах: на картошке, капусте и рожках. Ну ладно, ещё на минтае с хеком, уговорили. Легендарная колбаса по два двадцать была-таки скорее подарком судьбы, чем ежедневным блюдом. Так вот, рожки не БЫВАЛИ. Они БЫЛИ. Рожки были и на первое (в супе молочном и не молочном), и на второе (стандартный гарнир). Рожки на третье не видел, врать не буду. Но так – начиная с конца шестидесятых. А в начале шестидесятых их практически НЕ БЫЛО. Тогда, в детстве, они стали почти что лакомством, и до сих пор это моё любимое блюдо. Да-да, просто рожки, «без ничего», только обжаренные в масле. Запросто могу один слопать сковороду этих рожек. Возможны варианты – рожки с колбасой, или там макароны по-флотски, но это уже блюда почти праздничные, поскольку для них надо было добыть колбасу или даже мясо. Да и для «просто рожек», обжаренных в масле, тоже нужно было сливочное масло – ну да ладно, обжаривали и на смальце. Дефицитом в начале шестидесятых были не только рожки, а вообще хлебопродукты. Даже хлеб. Не то чтобы был натуральный голод, врать не буду. Но очередь за хлебом приходилось занимать в четыре утра, иначе не хватит. Мы с сестрой занимали очередь по очереди. Одну ночь она, другую я. Я был классе втором-третьем, а она в шестом или седьмом. К восьми подходила мама или сестра, чтобы взять не одну, а две булки, потому что давали его по булке в руки. Мы втроём две булки в день уминали только так, не только с супом, но и просто посыпав солью. Мама тоже иногда ходила в четыре утра, но только если не смогла разбудить дежурного (или пожалела будить). А так она до четырёх обычно сидела за тетрадками.С конца шестидесятых рожки не только перестали быть дефицитом, но и стали единственным, пожалуй, продуктом, который БЫЛ всегда. Когда я сватался, моя будущая тёща спросила у моей будущей жены: а что любит жених? Рожки, сказала та. Да не может быть, сказала тёща. Но так было. Был с рожками ещё один нюанс. Если вы думаете, что это были такие же рожки, какие вы покупаете сейчас, вы глубоко ошибаетесь. Рожки, которые вы покупаете сейчас – жёлтенькие, крепкие, назывались тогда яичными и шли по высшему сорту. Почему яичные – ну, может, в муку яйца клали, в отличие от обыкновенных рожек. Не знаю. Но только яичные рожки были очень вкусные, и в Красноярске они БЫВАЛИ. А те рожки, которые БЫЛИ, второго или первого сорта – были белые и мучнистые, они как-то резко разваривались. Но ели и такие, куда деваться. А однажды в начале восьмидесятых я попал в Читу, и в каком-то магазинчике за железнодорожными путями наткнулся на свободно продающиеся яичные рожки. У меня при себе был рюкзак, ну так я его, конечно, набил яичными рожками под самую завязку. И ещё авоську с рожками нёс в руке. О, кстати – помните ли вы такую замечательную советскую штуку, как авоська? Это ведь типично советское изобретение – чтобы, если вдруг где-то что-то выбросят и удастся достать, то было в чём унести. Авоськи были разные – миниатюрные, на батон колбасы и пару бутылок молока, и гигантские, в которые входило два ведра картошки. И, к слову, такой роскоши, как пластиковые пакеты, в ту пору не было. Я помню, как первые пластиковые пакеты с картинками (в основном заграничными, но были, кажется, и с Пугачёвой и Боярским) появились в конце семидесятых, стоили какие-то космические деньги, пять, что ли, рублей (то есть были сравнимы по цене с бутылкой водки). Продавали их цыгане из-под полы, были они жутким дефицитом и престижной вещью. Предназначались они, ясное дело, не для похода в универсам, а для вечернего променада и подчёркивания своего статуса, дополняя джинсы и т. п. Так вот, в Чите у меня была авоська средних размеров. И, напомню, рюкзак. Сработал инстинкт советского человека: бери, пока дают, и сколько унесёшь. Я привёз это богатство в Красноярск, и мы почти год ели только яичные рожки. Много ли надо советскому человеку для счастья… Кстати, один мой приятель, полковник милиции, сказал мне как-то: человека можно очень легко сделать счастливым – нужно у него всё отобрать, а потом выдавать это же помаленьку, и он будет тебе век благодарен за то, что ты ему дал. Допустим, посадил ты его в камеру, забрал ремень, галстук и шнурки от ботинок. А потом взял да и выдал шнурки – вот уже тебе первое спасибо... А посидит хорошенько – он тебе скажет спасибо и за то, что ты его в камеру посадил: на воле-то мало ли чего с ним могло случиться? Кажется, в девяностом, после знаменитого заявления Рыжкова, с прилавков смели даже и рожки. И они временно стали не только дефицитом, но и именем нарицательным – «рыжковские рожки». Признаюсь, и у нас на балконе какое-то время лежал запас «рыжковских» рожек, но в 1992 году мы их выкинули. А выкинули потому, что в 1992 году мои приятели, начинающие бизнесмены, поставили в Красноярск партию итальянских спагетти. Всяких разных форм и размеров. Приятели мне были кое-что должны и, зная мою слабость к рожкам, рассчитались этими спагетти. И чёртова уйма коробок стояла у нас в квартире, пока мы за несколько лет всё это не съели – и с тех пор уже покупаем рожки, когда захочется, какие хотим, и ровно столько, сколько нужно. Но это уже другая история и другая эра. С хлебом и хлебопродуктами вообще была отдельная история. Вот типичная картина деревенской жизни семидесятых-восьмидесятых. Утро. Продуктовый магазин. У магазина толпа деревенских жителей с мешками. Они покупают хлеб – по пять-десять булок. Что случилось? Может быть, завтра война? Да нет, они вот этот свежий душистый хлеб с поджаристой корочкой сегодня скормят свиньям. Сельское хозяйство порушили в тридцатом году, оно до сих по с колен не встало. И потому зерна не хватало. Вполне возможно, что пшеницы и ржи сеяли сколько надо. Но я дважды в студенческие годы «отбывал» сельхозработы, один раз на току, второй – на хлебоприёмном пункте. Что там делали с этим бедным зерном – врагу не пожелаешь. Его вываливали прямо в грязь и под дождь, оно горело, непереворошённое, много дней лежало на току. Никому до него дела не было. Можно ещё вспомнить хрестоматийные примеры, описанные даже в советской литературе и фильмах, когда сеяли зерно не тогда, когда надо, а тогда, когда райком скажет, и много ещё чего. Но я обещал говорить только о том, что видел и пережил сам. Вот этот хлеб на корм свиньям – я и сам покупал, да. И, по дороге до дома, пока чушкам не бросили, отъедал хрустящие корочки. Заметим в скобках, что большая часть советского зерна не годилась для выпечки хлеба, а годилась разве что на комбикорм. Но и комбикорм, сделанный из отечественного зерна, был дефицитом, его даже государственным предприятиям не хватало. А частнику добыть его и вовсе было нелегко. Зато открыли нефть в Западной Сибири. Нефть продавали, покупали за валюту зерно, из этого зерна делали хлеб, а уже этот хлеб, сделанный из отборного зерна, люди покупали и скармливали свиньям. «Экономика должна быть экономной» (с).

Игорь Ластунов: История о королях и капусте Помню, каким культурным шоком был для меня овощной магазин в Риге в восьмидесятом году: там на витрине лежали аккуратные, ровные вило́чки. Зимой! Я даже не представлял себе, что такое может быть. Так же, как вы, наверное, не представляете себе продажу капусты в Красноярске в советские времена. Начнём с того, что в магазинах её не было. Не то выращивали мало, не то хранить не умели, а скорее и то, и другое. В общем, иногда зимой в овощных магазинах БЫВАЛИ дряблые склизкие вилки́, но, как правило, не было и их. Следовательно, капусту надо было заготавливать самостоятельно. Хранить вилки́ в городских условиях было невозможно, поэтому капусту в больших количествах квасили. Поздней осенью приходили с полей груженые грузовики, и тут же с колёс продавали. С машины мечут вилки́ (а то и вывалят в грязь), народ, отпихивая друг друга, набивает мешки – из-за некоторых особо крепких вилков, бывало, и драка начиналась. Примерно так же продавались арбузы, лук и морковь. Вообще, добыча еды в советские времена была небезопасным занятием. Когда товар заканчивался, очередь превращалась в давку, и там легко можно было получить «в торец». Драки вспыхивали и в универсамах, где люди сами брали товар – из-за последней бутылки молока, например (много раз был тому свидетелем). Но особенно суровые битвы происходили во время так называемых ярмарок, когда под большие революционные праздники (1 мая, 7 ноября) продавали из грузовиков всякий дефицит – тушёнку, сгущенку, помидоры маринованные. Всё начиналось затемно, уже в шесть утра на центральном рынке стояли суровые толпы, готовые к борьбе. Приезжает грузовик, сбавляет скорость. Никто не знает, что там будут продавать – может, тушёнку, а может, сапоги. Плотная толпа бежит следом, наиболее настырные цепляются прямо за грузовик, чтобы потом быть первыми, остальные пытаются их от грузовика отодрать, чтобы прицепиться самим. Однажды на моих глазах человек вот так погиб под ногами – за несколько банок сгущёнки. Я и до этого за грузовиками не бегал, но после этого перестал на ярмарки ходить вообще. Бывал на этих ярмарках и бессовестный обман. Помню, например, пенсионера, горько плакавшего на обочине – он покупал банки с тушенкой (по цене тушенки же), а ему продали зеленый горошек (в разы дешевле). Жестяные банки по размеру одинаковые, ни этикеток, ни надписей, только по номеру на крышке можно узнать, что там внутри. Но, к слову сказать, мужик утешился тем, что купил хотя бы горошка – горошка в магазинах практически не было. Он бывал иногда в трёхлитровых банках, предназначенных, видимо, для общепита. Потому что дома, даже в большой праздник, три литра горошка куда девать? Вот, кстати, на фото, мои дети дорвались до дефицита. Им сказали: ешьте, сколько влезет, всё равно выбрасывать. Тот самый детский стол (см главу о столе и стульях). Обратите внимание, чем занимаются детки. Они жрут консервированный горошек. Вообще-то, это дефицит. Но продавался в трехлитровых банках. Открыл - надо съедать, иначе прокиснет. Вот какая умная голова придумала продавать горох в трёхлитровых банках? Впрочем, детям - праздник! Кстати, считалось большой удачей урвать на этих ярмарках консервированные овощи «Глобус» – болгарские, венгерские, гэдээровские и ещё какие-то. Там были маринованные помидоры, огурцы, тот же горошек или фасоль. В общем-то, народ и сам солил не хуже, но это был какой-никакой, а импорт. Всё импортное ценилось. Эти помидоры были не только вкусными, но и престижными, подавали их к празднику. Картошку или морковку в овощном магазине можно было купить иногда, но «по ту сторону прилавка» уже отобрали всю, что поприличнее, а тебе оставили то, что оставили – поэтому картошку мы предпочитали покупать у бабушек на улице. А многие и вовсе перешли на самообеспечение – на государство надейся, а сам не плошай. Городские жители брали участки «под картошку» (а их распределяли в профкомах – о! профкомы – это особая история), и сажали её, и окучивали, и убирали – для чего предприятия нередко прекращали работу и полным составом, на государственном же транспорте, ехали на поля. Отдельная песня – пресловутые шесть соток, которые давали под дачи, на которых городские люди пытались выполнять продовольственную программу, не надеясь на партию и правительство. Уж не помню, сколько раз на моей памяти принимались продовольственные программы. Но ни одна успеха не имела. Как не будет иметь и нынешняя, 2014 года. Отдельная песня – подвалы в хрущёвках, оборудованные для хранения овощей и варений, этакая смесь городской и деревенской жизни. Сейчас их, кажется, не осталось совсем – подвалы обрели рыночную ценность. Их стали сдавать в аренду и на месте пыльных деревянных клетушек с висячими замками появились магазины, офисы и парикмахерские. А в советское время все хрущёвки были с такими кладовками, да ещё люди во дворах многоэтажек понастроили погреба, кто незаконным самостроем. кто – в рядах подвальных кооперативов (были и такие). Одним словом, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Пока мы жили с тёщей, я в эти игры ещё играл – на поля не ездил, но закупал осенью картошку в подвал, по дешёвке. Как только мы стали жить самостоятельно, я сказал «баста» и картошку мы покупаем по мере надобности на соседнем базарчике. Вопрос не в цене, а в образе жизни. Кстати, а кто собирал (и перебирал потом на овощных базах) государственную картошку и капусту? Да опять-таки горожане. Их в организованном порядке снимали с работы (с сохранением зарплаты – «экономика должна быть экономной!»), и квалифицированные специалисты, вместо того, чтобы двигать вперёд высокотехнологичное производство, рылись в грязной земле, выкапывая клубни (а чаще оставляя их в земле – принудительный труд не бывает качественным!). Студенты и вовсе проводили «в колхозе» по полтора месяца. Ни картошку, ни капусту хранить не умели – больше половины её сгнивало в овощехранилище, и вся эта возня на поле была напрасной. Меня это мало тяготило, особенно в первые годы. Я к такой работе был привычен из-за сельского своего прошлого, а хронометраж показывал хроническое недовыполнение плана по физической нагрузке, так что я ездил «на картошку» если не с удовольствием, но и без особого неприятия. Однако, чем дальше, тем больше приходило понимание неестественности и неправильности этого процесса – особенно если учесть, что плодов его мы в магазинах всё равно не видели. А благодаря капусте я ушёл в бизнес. Дело было так: я тогда работал в одном НИИ. И, когда нас послали «на капусту», я отказался ехать. Я считал, что пока мы, как своеобразные штрейкбрехеры, закрываем дыры сельского хозяйства, это самое хозяйство никогда не организуют как следует – в частности, не отдадут землю крестьянам. Да как-то уже и унизительно мне было ехать туда – почему это я должен ехать куда пошлют и делать то, что не считаю нужным? Я не делал секрета из своего отказа, и за мной последовали другие. В общем, НИИ едва не сорвал план заготовки капусты (обратите внимание: НИИ, специализировавшийся на разработке и внедрении современных информационных технологий, сорвал план по заготовке капусты! И почти никому это не казалось диким). И тогда директор (это к вопросу о королях) объявил, что все, кто не поехал на капусту, не получат годовую премию (в среднем шестьсот рублей на рыло). НИИ поднялся на дыбы, было организовано собрание коллектива, на котором меня выбрали председателем (ты наш Лёха Валенса, говорили мне сослуживцы). В общем, на собрании премию мы «отбили». Директор сказал: все получат, и даже Бабий. Ну, я для красного словца ничего не пожалею – я гордо и прилюдно посоветовал директору запихать мою премию в его задницу. Разумеется, после этого в НИИ мне работать уже было незачем – я тут же уволился и ушёл в кооператив (как раз их только-только разрешили) рубить уже совсем другую капусту. Но это отдельная история, которую я когда-нибудь тоже расскажу. Кстати, премию в НИИ мне выписали-таки и долго пытались выдать. Я упорно отказывался получать. И западло было, и к тому времени у меня ежемесячная зарплата была втрое больше той годовой премии. В задницу, так в задницу! Впрочем, в капусте ведь, кажется, находили детей...



полная версия страницы