Форум » Восток. Народная aрмия Самарского Комуча, Сибирская aрмия, Русская aрмия адмирала А. В. Колчака » Отличительные знаки,знамена,знаки различия повстанческих частей на Востоке России. » Ответить

Отличительные знаки,знамена,знаки различия повстанческих частей на Востоке России.

Леонид: Уважаемые участники форума!Пожалуйста,помогите с информацией!Интересуют упомянутые в теме элементы атребутики прежде всего: Конно-партизанского отряда атамана Соловьева (встречал упоминания о монархической атребутике;погоны??);Народной армии,действовавшей во время Западно-Сибирского восстания;Повстанческой народной армии Степного Алтая;Якутской народной армии корнета Коробейникова.Буду признателен за любую,даже самую скромную информацию.

Ответов - 28

В.Ж. Цветков: Навскидку, если помню. У Западно-Сибирских повстанцев - красное знамя. Отряд Бакича - красное знамя с трехцветным крыжом. Какой то специальной униформы - не встречалось.

Леонид: Насчет Отряда Бакича-его знамя довольно известно,а вот Западно-Сибирские повстанцы-весьма любопытно.Я встречал упоминание о совсем противоположной символике у алтайских повстанцев в 1921 г.-трехцветное знамя с двухглавым орлом.Особо же интересуют отличительные знаки (как то повязки,ленты на головных уборах,нашивки и т.д.) и знаки различия.Так,к примеру,встречал упоминание о подобии системы знаков различия у басмачей в виде знаков на правой стороне груди и на правом рукаве (красные круги один в другом, круг с крестом внутри и два красных же полумесяца на рукаве).

В.Ж. Цветков: Так это басмачи, там символика, связана с исламом, очевидно. Другое дело - повстанцы. В 6-м номере Белой Гвардии (у Вас он есть, по-моему), мы восстанавливали знаки различия тамбовских повстанцев. Потом еще встречал упоминание, что немцы-колонисты в Таврии носили на шапках перекрещенные колосья. Такой вот своеобразный символ.


Леонид: Нет,Василий Жанович,к сожалению 6-й номер альманаха о повстанчестве в свое время не смог достать.Насчет немцев-к какому времени этот символ относится,1918?1920?Как я понимаю колосья настоящие?Что-то вроде того как чехи в Великую войну носили на головных уборах веточки липы-символ славянства;а части Сиб.армии в 1918-еловые веточки?Что касается знаков различия тамбовских повстанцев-безумно интересно!!Не могли бы Вы дать их описание и соотвествие по чинам (или должностям?) и когда они появились.Хоть это и не "восточные" повстанцы,но интересно безумно как они выглядели и что означали!!

В.Ж. Цветков: Насчет немцев колонистов - так. А из 6-го номера я Вам тогда при возможности вышлю фотокопию. Там и рисунки сделали. Только напомните мне, если вдруг задержка будет.

Леонид: Хорошо,за это отдельное спасибо!Кстати,сейчас вот вспомнил про ярославских повстанцев и их "георгиевских" углах-шевронах,ленточках,белых и бело-сине-красных повязках.Недавно читал такой документ-Воинский Устав Северной Добр.армии.В части,касающейся отличительных знаков основным знаком принадлежности к частям "Союза защиты Родины и Свободы" указан шеврон из георгиевской ленты вершиной книзу на левом рукаве выше локтя.Это факт довольно известный.Интересно еще то,что подписан этот документ кроме полковника Перхурова еще и доктором Н.Григорьевым,представителем штаба армии при Восточном (Муромском) отряде и самим полковником Н.Сахаровым,начальником Восточного отряда.Все это,на мой взгляд,позволяет говорить с большой долей вероятности о наличии "георгиевских" шевронов и пр. подобной атрибутики в качестве отличительных знаков у Восточного отряда повстанцев.Другое дело,насколько широко она использовалась.Фото нет,а в попадавшихся мне мемуарах участников событий с противоположной стороны об этом не упоминается.Впрочем,символика "врагов революции" красных не особо интересовала.

Леонид: В полевом дневнике генерала А.Н.Пепеляева есть описание знамени 1-й Сибирской добровольческой дружины и якутских повстанцев;весьма необычное.

В.Ж. Цветков: ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПАРТИЗАНСКОЙ АРМИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ. 14 ноября 1920 г. на сборе командного состава обеих Повстанческих армий было принято решение о сведении их в Единую Партизанскую Армию Тамбовского края. На пост главкома был выдвинут поручик Токмаков. Создана еще третья Конно-партизанская армия, таким образом, все эти три армии теперь отдавались под единое командование главкома, сохраняя свою автономию. Этим же приказом № 1 по Единой Партизанской Армии Тамбовского края также были введены знаки различия для командного состава в виде нашивок на левом рукаве. Широкая нашивка была присвоена одному Главкому Токмакову. Три узких носили начальник штаба Единой П.А.Т.К. и все командующие повстанческих армий. Форма одежды при этом не предусматривалась. Командиры полков носили две узких нашивки, и одну нашивку носило самое низкое звено командиров, а также штабные работники. Начальники штабов армий носили две нашивки, как и командиры полков. Третья конно-партизанская армия преимущественно состояла из донских и хоперских казаков, носила свою традиционную казачью форму и знаки различия. Для всех офицеров Единой (объединенной) армии разрешалось ношение погон русской армии (но это не обязательно, кроме казаков).

Леонид: А нашивки в виде углов (вершиной вверх или вниз?) или полос?Какого цвета и материала, известно?И предусматривались ли знаки на головных уборах (кокарда или какая-либо заменяющая ее цветная ленточка)?Извините,что забегаю вперед до Вашей фотокопии с внешним видов этих знаков,интересно просто :-)

В.Ж. Цветков: Нашивки - полоски- как за ранение. Красного цвета. Красные ленточки наискось фуражек. Кроме казачьих частей. Они у тамбовцев, как и у Булак-Балаховича, например, все с погонами и кокардами.

Леонид: Кстати,о Булак-Балаховиче.Насколько мне известно,он ввел в Русской Народной Армии в 1920 г. свою систему знаков различия в виде петлиц с полосами и звездами,но как они выглядели более подробно-вопрос,и вообще-а в повстанческих частях,действовавших на территории Белорусского Полесья,те же отряды БРП,были какие-то внешние отличия?

lol: Не совсем по теме, но новую решил не заводить. А.А. Петров в приложении к книге А.Г. Ефимова утверждает, что ижевцы в 1918 г. сражались под красно-зелеными флагами, а чисто красный висел над зданием Прикомуча. Но в тоже время многие историки пишут, что части использовали именно красные флаги. Так есть ли какие-либо точные свидетельства о знамени Ижевцев?

Леонид: Да весь вопрос какую конкретно часть ижевцев имеете в виду.Прикомуч-политическая организация,а части повстанцев-немного другое.

lol: Я же написал, что не совсем по теме. Интересует знамена непосредственно Ижевской Народной Армии и Ижевской стрелковой бригады (дивизии) вплоть до получения приказа о присвоении Георгиевского знамени.

Леонид: А на "Колчакии" не пробовали смотреть?Там есть подборка материалов с илюстрациями по нужной Вам теме.Если надо,я дам Вам адрес.

lol: Там вообще третий вариант, вот и запутался окончательно

Леонид: Возможно,имели место все три в разное время?По Воткинску можно было бы запросить господина Простнева;по ижевцам-вообще сложнее (и в плане нарукавных отличий в т.ч.).

В.Ж. Цветков: Хоть и не Сибирь, но показательная статья об отношении к погонам в частях, в общем-то не вполне регулярных. Кстати, к вопросу о пленных красноармейцах в Польше. "Смотр войск г. Булак-Балаховича. Надежны, или ненадежны войска, добровольно переходящие из красной армии в наши ряды с целью сражаться пртив большевикв? Вопрос важный. Не вдаваясь в подробное его рассмотрение, так как это не является предметом моей статьи, замечу следующее. Опасения вызывают два обстоят ельства: первое - насколько солдаты усвоили коммунистические бредни и, второе - насколько они развратились в красной армии. Первое решается просто: сами добровольцы не допустят в своей средепрбывания нежелательного элемента. Поэтому очистить прибывшую группу от стоонников коммунизма нетрудно. Второе несколько ложне. Самый дисциплинированный (в лучшем смысле этого слова) солдат, невольно, в большей или меньшей степени заражается духом хамства, неуважения к власти командира, которым прникнута, только боящаяся наказаний, красная армия. "Выбивать" этот дух - значит только его усливать. - Это уже испытано в деникинской армии. Нужно другое: солдат должен быть поставлен в такие условия, в которых этот дух испарился бы сам собой. Основа уважения к другому - есть уважение к самому себе. Если солдат видит, что его ценят и уважают, как человека, дорожат им; если он сам поставлен в такие условия, что не теряет самоуважения, а увеличивает его - вопрос решен. Как это выполнить - дело инициативы, умения и понимания, того кто формирует части из бывших красноармейцев. В формировании полковником Микошей дивизии войск генерала Булак-Балаховича я видел блестящий пример разрешения вышеизложенной задачи. Почти все те солдаты, которых мне пришлось видеть, еще недавно были в красной армии. Но в настоящее время и не догадаться, что эти дисциплинированные, хорошо одетые, чисто вымытые, умеющие себя держать солдаты - бывшие красноармейцы.

В.Ж. Цветков: 23 сентября генерал Булак-Балахович смотрел части формируемой полковником Микошей дивизии. Этот смотр произвел на меня совенршенно особенное впечатление. Все было обычно: части были построены, как должны быть построены - согалсно уставу: те, кому полагается рапортовать - рапортовали по всем правилам и традициям старой русской армии. Но было всет-таки нечто, совершенно необычное. Начать, хотя бы с того, например, что в одной части налево вы видите настоящих, однообразно и хорошо обмундированных солдат, а направо - выцветшие на солнце фуражки, истрепанное русское хаки, босые ноги - обмундирование красной армии. Это те, кто вступил в ряды войск генерала Булак-Балаховича слишком недавно; их обмундировать еще не успели. Но и эти солдаты, по внешности настоящая красноармейская "шпана" - уже стоят, как вкопанные, явно стараясь не испортить строй, выполнить команду отчетливо, с т ой полнотой и законченностью движений, которые отличают "хорошего" солдата. Они еще не видели "Батьку". Они смотрят на нее с тревожным любопытством: таков ли он, как о нем говорят? На самом ли он деле борется только ради народа, ради свободы России? "Батька" и знает своих будущих соратников и угадывает их настроение. Не вполне правильным языком говорит он простые и ясные слова. Говорит именно то, что нужн сказать и так, то каждый не может не чувствовать его искренности и правдивости. Поэтому, когда он заканчивает словаи о "Великой, свободной России" - раздается "ура". Не официальное "ура": в нем чувствуется подъем и обещание. "Батьке" поверили, ему не могли не поверить. Нет сомнения - отныне эти люди - его люди. Части формируемой полковником Микошей дивизии разбросаны по всему городу, в помещения, часто не рассчитанные на военный постой. Тем не менее - всюду чистота и порядок. Всюду сделано все возможное, чтобы солдату было хорошо, чтобы он не томился и не тяготился. Внимание и забота о том, кто пойдет проливать свою кровь и нести труды боев и походов - видно всюду. А это ценится, очень ценится солдатами.

В.Ж. Цветков: В иных частях геенерал ограничивается только осмотром; другие - проходят мимо него. В иных он не говорит ничего, в других - обращается с несколькими словами к самой части, в третьих - беседует с офицерами. Повсюду чувствуется одно: это не "генерал приехал на смотр"; это не только начальник - это предводитель. Он находит понятные слова для кавказцев; батарею маленьких штурмовых пушек, состоящую из поляков; он дает возможность щегольнуть образцовой быстротой и точностью работы; он заходит в казарму донской казачьей батареи и просто, в кружке, беседует с казаками и слушает их песни. Он знает и понимает каждого, чувствует кому и что нужно и умеет заставить понять и почувствовать, что ему "Батьке", ему, генералу Балаховичу - нужно. И ему дают то, что он хочет: доблесть, стойкость и мужество. В Донском конном полку генерал Балахович выразил мысль, которую лелеют все Донцы: он заговорил об объединении всех казаков. "Я знаю, сказал он, что все вы стремитесь объединиться. Я бы счел преступным задерживать вас у себя, раз произойдет объединение. Мне безразлично, где и под чьим командованием объединятся Доцы. Я знаю только, что от этого наше дело выиграет. Поэтому я постараюсь помочь вашему соединению". Войска генерала Балаховича не носят погон. Донской конный полк весь был в погонах. Погон - символ. Содержание однако его - различно. Для казака погон - символ его неустанной борьбы с большевиками, и ничего другого. Не казак виноват в том, что ему пришлось снимать погоны. Но он их не выкинул, а в седле привезс собой сюда. Генерал Балахович это понял. Он сказал приблизительно следующее: "Говорят, что у генерала Врангеля все носят погоны. Но у него есть полки, которые никогда их не снимали. Снять погоны с такого полка значит нанести ему жестокое оскорбление. Если будет от генерала Врангеля приказ надеть погоны - я их надену. Но я считаю, что погон может носить только тот, кто его носит с честью. Сегодня надть пон, а завтра, в минуту опасности его сорвать - это не годится. Все мы виноваты перед Родиной. Мы еще должны заслужить погоны. Я например еще не считаю, что их заслужил. Я считаю, что даже форму не должен носить тот, кто может бросить тень на свою часть. У меня нужно заслужить право носить форму части. Форму снимают с того, кто ее не умеет носить с честью. А погон - тем более. Если вы ручаетесь за то, что с честью будете носить ваши погоны, и сумеете избежать недоразумений - носите". Казаки поняли генерала. Проходя церемониальным маршем - так, как ходили они еще до войны, на "действительной" службе они точно хотели ему сказать: "можешь быть спокоен за наши погоны, "Батько", или мы - или большевики". А когда после Донского Гимна - старинной казачьей песни - генерал уже оставил полк и порядочно удалился, ему пришлось остановиться и отдать честь: снова раздалось "ура" и полетели в воздух шапки. Смотр окончился парадом части Уланского полка, уходящей на фронт. Другая часть этого полка уже на фронте и уже сумела показать себя "достойной носить форму". Возмолжно, что кому-нибудь придет в голову заключение: генерал Булак-Балахович большой хитрец и политик. Ничуть. Если он знает и понимает своих людей, то потому, что он сам чувствует и думает заодно с ними. Солдата, казака нельзя обмануть: он всегда угадает что кроется под искуственым демократизмом, всегда узнает того, для кого демократизм средство для достижения каких-либо целей, или только манера. Генерал Балахович действительный демократ, каким можно только быть, но нельзя казаться. В этом его сила. В этом секрет того доверия, которое к нему питают его солдаты - "сынки" как он их зовет - этим объясняется и то, что он "Батько". Генерал Балахович не политик: для него существуют только большевики и задушенная Россия, как он сам существует только для России" Станичник. Свобода, Варшава, № 63, 29 сентября 1920 г.

кирец: 9-22 июля. Татреспублика. В Бугульминском кантоне, в Абдулинском районе, действует отряд повстанцев под командованием "генерала" Желтякова численностью 500-800 чел., состоящий из казаков и дезертиров. Действвет под лозунгом "Долой советы, да здравствует Учредительное собрание". Повстанцами разрушен ж.д.путь, пущен под откос поезд, громятся совхозы, уничтожается советско-партийный актив (зарублены 8 коммунистов и убито 85 совработников). В районе с.Ютаза население готовится к разграблению ссыппунктов. появившиеся в Абдулинском арйоне повстанцы разбились на партизанские отряды и действуют по границе Бугурусланского кантона. При налете на селения они не оставляют за собой никакой власти. Повстанцы носят черную повязку на рукаве, обмундирование красное. Для борьбы с повстанчеством в районе его распрстранения созданы ревкомы. РГВА. Ф.7. п.2. Д.535. Л.144, 146; РГАСПИ. Ф.5. Оп.1. Д.2476. Л.44//Крестьянство России в Гражданской войне. В.В.Кондрашин. М., РОССПЭН. 2009 г. с.496-497. Что значит "обмундирование красное" -- понятия не имею.

кирец: 12 марта. Саратовская губ. В с.Карбулак Саратовского у. волнение крестьян на почве недовольства произволом со стороны местно власти. Четырехтысячный митинг под черными и белыми флагами: на черном знамени начертана фамилия "честного человека, погибшего от костлявой руки убийцы коммуниста". ЦА ФСБ РФ. Ф.1. Оп.5. Д.384. Л.14; Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т.1. С.392. Оба случая -- 1921 год.

Леонид: Кирец,спасибо огромное!Давно ищу хоть что-то об этом. Кстати.мы с Вами заочно знакомы по форуму 49-я пех дивизия.По обмундировке красильниковцев ничего не нашли?

кирец: Леонид пишет: По обмундировке красильниковцев ничего не нашли? Нет. Не искал.

кирец: Ижевская Народная армия Кое-что о значках ижевских белоповстанцах. Большая часть есть на Колчакии. Воспоминания баржевика (1918 г.) ...Вооруженные [люди] с белыми повязками (не смешивайте нас с красными) шныряли, искали жертв, арестовывали кто только имел какое-либо отношение к Советам. ЦГА УР.Ф.Р-1061. Оп.1.Д.13.Л.1-3, 5-11. Цитата по: Чураков Д.О. Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Советской России (1917-1930-е гг.)//М., Вече. 2007 г. С.331. В условиях острой нехватки средств на содержание повстанческой армии, постоянными стали призывы к сознательности и патриотизму рабочих. Одно из воззваний ижевских властей призывало население "немедленно жертвовать или сдать за плату, по определенным ценам, теплые вещи, имеющиеся в двойном количестве или те, без которых можно обойтись, как-то: шубы, полушубки, пальто, куртки, сапоги, валенки, носки, портянки, рукавицы, белье, пиджаки, гимнастерки"; "не стесняйтесь, если жертвуемые или сданные за плату вещи не совсем новые; нужда очень велика, и за все Армия будет очень благодарна". Такие же воззвания выпускали власти Воткинска: "Мы обращаемся с просьбою к товарищам, рабочим и к остальным гражданам: помогите городу в бесплатном шитье белья для Народной армии. Отцы семейств, попросите ваших жен, взрослых дочерей сшить бесплатно хоть по одной паре белья… Зная отзывчивость рабочих масс и граждан, льстим себя надеждой, что они отнесутся к нашей просьбе сочувственно и помогут в трудную минуту государственного возрождения" Ижевский защитник, 15.Х.1918; Боткинская жизнь, 17.1Х.1918. Д.О.Чураков. "Третья сила" у власти: Ижевск, 1918 год http://www.portal-slovo.ru/history/35390.php?ELEMENT_ID=35390&PAGEN_2=2 "Погожий октябрьский день. У сбитого из неотесанных досок столика невдалеке от коновязи сидят двое. Одного я хорошо знаю. Это начальник разведки Федор Гордеев, рабочий Ликинской мануфактуры, [54] приехавший сюда с первой группой добровольцев-москвичей. Рядом с ним — старик удмурт в лаптях, сермяжном армяке и меховой шапке. Идет неторопливая беседа. — Арудиев, спрашиваешь, много ли? Есть, конечно, и арудия! Я баил, вроде как по-простецки, с одним солдатиком. Повязка у него на рукаве и буквы «Н. А.». «Царские, говорю, буквы. Николай Александрович, значит». А он грозится: «Молчи, отец! Буквы эти — дело серьезное. Народная армия мы, вот оно что!» ... Старик снял с головы заячью шапку и продолжал: — Деревня вся в подпол попряталась. А потом согнали нас, и генерал речь откричал. Так и так, дескать. Комиссаров били и будем бить. А кто помогает им — тот изменник России и богу. Мужиков, кто остался, и ребят повиднее, известное дело, в армию забрали. Шинельки выдали некоторым, а винтовки — всем. Винтовок у них много". Азарх Р. М. У великих истоков. — М.: Воениздат, 1967. http://militera.lib.ru/memo/russian/azarh_rm/02.html Кстати, ни у кого нет текста вот этого документа? Воззвание офицеров и солдат ижевцев и воткинцев о самовольном оставлении ими рядов армии 1919 г. Публ. А. В. Ганина//Белое дело. М. 2005. С. 239–242.

Леонид: Уважаемый Кирец!А по различным повстанческим формированиям на Востоке у Вас сведений нет?Имею в виду отличительные знаки и обмундировку.

кирец: На данный момент больше нету.

кирец: В общем, не восточные повстанцы, а Балахович, но за него тут речь уже велась. Отсюда: http://rus.venelased.ee/wp-content/uploads/2010/12/Bulak-Balahhovitsi-pataljoni-pitser.jpg



полная версия страницы