Форум » Восток. Народная aрмия Самарского Комуча, Сибирская aрмия, Русская aрмия адмирала А. В. Колчака » Карпаторуссы » Ответить

Карпаторуссы

В.Ж. Цветков: Вот два интересных документа о карпаторусском полку. Много у нас пишут об атаке дивизии Пиккета под Геттисбергом, а тут, даже не "психическая атака", а настоящая бойня. Это бои в Тобольской операции, осень 1919 г. Может быть у кого будут подробности по этому формированию. Торжество карпаторуссов. 12 октября состоялись торжественные проводы целого полка добровольцев – карпаторуссов на фронт. Торжество началось накануне, в центральном комитете карпаторуссов, где происходило собрание по поводу прибивки знамени к древку. Знамя карпаторуссов очень красивое, художественно исполненное: на одной стороне его изображена икона Почаевской Божией Матери, покровительницы карпаторуссов, на другой лев, берущий приступом гору – символ силы и крепости народа, целых шесть веков неустанно боровшегося за свою самостоятельность с германизмом и католицизмом. В воскресенье, в 12 часов дня, после обедни в кафедральном соборе, крестный ход из собора вышел на Сенатскую площадь, где в это время уже выстроен был полк карпаторуссов в виде четырехугольника. Преосвященный Сильвестр отслужил молебен, во время которого было освящено и окроплено святой водой знамя, которое держал коленопреклоненный командир полка. После этого доктор Копыстянский прочел грамоту по поводу образования 1-го стрелкового карпаторусского полка, которая заканчивается выражением уверенности, что «ныне настал момент, когда можно надеяться, что карпаторуссы соединятся в одно целое с Великой, Единой, Неделимой Матерью – Родиной Россией». Затем Архиепископ Сильвестр громко начал читать текст присяги карпаторуссов, а все добровольцы за ним эти слова повторяли. Засим архиепископ Сильвестр все духовенство и делегация обошли ряды добровольцев и архиепископ благословил их. В это время карпаторуссы пели свой национальный гимн. Молебен кончился, и Главнокомандующий генерал Дитерихс сказал полку приветственное слово, покрытое долго несмолкаемым «Ура». Генерал Дитерихс поздравил командира полка, расцеловал его и перекрестил. Затем генерал Дитерихс принял парад. На торжестве присутствовали министры и очень много публики. Русское Дело. Омск, № 8, 14 октября 1919 г. И вот - продолжение... За Русь. (Карпаторусский полк в бою). «Правда светлее солнца». В Омск прибывают с фронта раненые карпаторуссы и рассказывают картину кровавого боя, вынесенного карпаторусским полком. 19 октября карпаторусский полк выступил на фронт. 21 и 22 октября карпаторуссы шли пешком, делая в день 25-30 верст. Утром 23-го батальоны встали в 5 часов утра и шли пешком до 10 часов, до деревни З. Полк выстроился в четыре цепи и в 11 часов утра пошел приступом на село. Село находилось на пригорке. Наступающим приходилось идти по ровному, открытому месту. Красные установили пулеметы на церкви и на мельнице, на крышах домов и на телегах, и стали поливать цепи пулеметным огнем. Две версты цепи шли хлебами. Падали убитые и раненые, но солдаты и офицеры шли дружно и даже весело, подбадривая друг друга. - Не робейте, братья! Вон и церковь видна. Войдем в деревню, помолимся Богу, - говорили солдаты. Пулям не кланялись, на ходу не ложились и не окапывались и шли на приступ стеной. Младший унтер-офицер Фома Назарук рассказывает: - Мой сосед, солдат Климюк, был ранен в руку, обливался кровью, но не обращал внимания, шел вперед и все стрелял. Прапорщик Плеш был ранен в грудь. Солдаты перевязали его, и он опять пошел в бой. Вторая пуля сразила его насмерть. Последнюю версту пришлось идти прямо в аду. Из 15 офицеров, участвовавших в бою, только 2 остались невредимы. Убиты офицеры: Малащак, Шемердяк, Петряк, Плеш, остался на поле сражения Фабрик. (тяжело раненый, судьба его неизвестна). Ранены офицеры Шлюзер, Рудяк (ранен в грудь и 12 ран в руке), Резков –ранен в грудь, Пюрков, Луговой. Солдаты умирали безропотно. Трогательно прощались братья. Капитан Малашак останавливался около раненых, наклонялся к ним, целовал и говорил: - Не плачь, милый, за Русь страдаешь… Наша артиллерия стреляла, но снаряды ложились в глубине деревни; большевицкие же пулеметы были расположены впереди. По словам раненых, бой продолжался с 11 часов утра до позднего вечера. Прапорщик Луговой разносил патроны под огнем. В первую цепь невозможно было передать. При полку были митральезы, но два пулемета участвовали в бою не более часа; у одного испортился замок, у другого кончились ленты. Карпаторусским полком командовал Гамбль, но он выполнял приказ начальника дивизии. В 5 часов карпаторуссы достигли деревни и отрезали обоз красных. Красные двинули обоз в отступление. Выдвинувшаяся сотня наших казаков захватила этот обоз в 300 телег со снарядами, 2 знамени и др. Об этом сообщалось в газетах. В 5 ½ часов вечера начальник дивизии дал приказ отступать. Но этот приказ нельзя было передать в первую цепь, уже ворвавшуюся в деревню и ударившую в штыки. Тут произошла трагическая гибель офицера Петряка и многих солдат. Красные стали махать белыми платками и подпустив Петряка с его ротой на несколько шагов, открыли пулеметный огонь в упор. Некоторые были перерезаны пулями пополам. Петряка же красные подняли на штыки и замучили. В бою принимали участие и юнкера. Ворвавшаяся в деревню первая цепь карпаторуссов, человек 20-40 была окружена и взята в плен. Тут же красные раздели пленных и одевшись в их светлые шинели, продолжали стрелять в наступавших карпаторуссов. Казаки, увидя, что левая цепь карпаторуссов поредела, что все поле было усеяно убитыми и ранеными, решили пойти на выручку и двинулись с левого фланга. Но красные открыли по казакам ураганный пулеметный огонь слева, и казаки принуждены были вернуться. С 11 часов утра до 9 часов вечера шел бой. Более 300 раненых карпаторуссов и много убитых легли в этом бою, засвидетельствовав стойкость и преданность России карпаторусского полка. Сибирская речь, № 246, Омск, 9 ноября 1919 г.

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Михайло: Не знаю об этом ли, но о каком-то карпато-русском формировании было в книге Я.Тинченко "Армии Украины". Там был батальон, который решили развернуть в полк, для чего устроили облаву на карпаторуссов (т.е. по сути западных украинцев) в Омске. Но (автор процитировал, кажется, барона Будберга) -- вышел вред. Во-первых, те, кого не поймали (облавой руководил, я так понял, Иванов-Ринов, я о нем знаю мало, но Вы наверное знаете), разбежались из Омска, и город остался без хлебопеков и ассенизаторов (карпаторуссы специализировались по черному труду), а во вторых, те, кого таки мобилизировали, воевать не хотели. В результате, очень хороший батальон, который был до разворачивания в полк, растворился среди людей, не хотевших воевать. Если интересно, я вывешу выдержку из книги.

Михайло: А вот, кстати, место из воспоминаний Будберга, которое цитировал Тинченко: http://militera.lib.ru/db/budberg/03.html Подняли большую шумиху с поголовной мобилизацией бывших пленных из Карпаторуссии; к этому делу примазался Иванов-Ринов, заявивший, что этим путем он получит пехоту в добавок к своему конному корпусу. Бедных карпаторуссов стали хватать с помощью облав (И.-Р. по этой части дока) Благодаря этому, Омск остался без хлебопеков и ассенизаторов, так как миролюбивые и неприхотливые карпаторуссы специализировались по черному труду; узнав о принудительной мобилизации, они разбежались из Омска и в риновские сети попала только часть. Озлобление среди них страшное; их собрали на станции Куломзино, рядом с бараками в которых помещаются семьи Ижевских рабочих; на днях у меня были старики Ижевцы и сообщили, что озлобленные карпаторуссы ругают их за верную службу своей родине и, не стесняясь, говорят, что им только бы попасть на фронт, а там они расправятся с теми, кто их туда погнал, а сами уйдут к красным; те же отправить их домой. Сообщил это 3-му Ген.-Квару, прося обратить внимание, что это идет не из контрразведчичьих сфер, а сообщается стариками рабочими, неспособными на выдумку. В результате новая глупость и новый вред: до сих пор у нас был добровольческий карпаторусский батальоне очень хорошего состава, очень добросовестно несший на себе тяжелые наряды и караулы. Теперь эта надежная и прочная горсточка растворена в насильно согнанных и нехотящих воевать людей. [300] В газетах моря платных восторгов по поводу «изумительного по своему единодушию поголовного подъема героев подъяремной Карпатской Руси на спасение родного русского народа». Платные перья всегда были особо подлы, а в теперешней гнилой атмосфере они побили все старые рекорды.

Юрий К.: Да, в книге Ярослава Тинченко речь идет именно об этом полку. Там же упоминается о вручении знамени. Очевидно события вокруг формирования полка освещались достаточно широко в местной периодической печати. Во всяком случае, Ярослав ссылается на другие газеты. В целом же информации об этом формировании мало. Василий Жанович! Спасибо за интересные материалы!


В.Ж. Цветков: Ну вот видите. Что и следовало доказать: Будберг далеко не всегда объективен в своих оценках.

Михайло: В.Ж. Цветков пишет: Что и следовало доказать: Будберг далеко не всегда объективен в своих оценках Я, собственно, как раз и хотел спосить -- кому верить? Люди в мемуарах ошибаются, но и рассказы о войне, печатающиеся в военное время в газетах, тоже ведь не обязательно объективны...

В.Ж. Цветков: Будберг сам про свой дневник говорил "Больные записки больных дней", "перо его злобою дышит". Можно понять человека, который в разгар кампании уезжает на Дальний Восток лечиться от "желчной болезни". Есть факты, которые Будберг излагает объективно, есть весьма пристрастные (например, в отношении Лебедева), есть и откровенные "утки", на которые обращает внимание генерал Флуг в своих неопубликованных воспоминаниях. Но вот, очень интересные и объективные замечания в отношении поведения генерала Розанова во Владивостоке в январе 1920 г. (рецензия на книгу Хартлинга "На страже Родины", опубликованная в Вестнике О-ва русских ветеранов великой войны) если не ошибаюсь, еще не публиковались. Работая с белой прессой трудно, иногда, отделить "правду" от "вымысла". Но в данном случае "Сибирская Речь" и "Русское дело" - газеты авторитетные (на 2-м месте после "Правительственного вестника"). И потом, коль скоро, речь в статье идет о конкретных людях с фамилиями и чинами, то здесь вымысел маловероятен.

Михайло: Ясно. Собственно, я в силу моих узкоукраинских интересов фамилию Будберга всего два раза встречал, и оба раза в контексте его высказываний по поводу украинцев (из них один -- см. выше) :) А выдержку из Тинченко я завтра, даст Бог, таки вивешу. Из нее следует, что все же полк перешел на сторону красных.

Михайло: Может быть у кого будут подробности по этому формированию. Из книги: Ярослав Тинченко, "Армии Украины 1917-1920 гг.", серия "Униформа армий мира", М.: ООО "Восточный горизонт", 2002.

Юрий К.: На всякий случай, дополню Михайло ссылками из книги Я. Тинченко: 163. Вестник Маньчжурии, Карпато-русский съезд, Харбин, № 210 от 27.10.1918, цитируется по: «Русский вестник», № 2 (85), 1993, с. 3. 164. Za svobodu, Praha, 1929, dil V, S. 340. 165. Еленевский А. Военные училища в Сибири, 1918 – 1922 // Военная Быль, Париж, 1963, № 64, с. 30. 166. Будберг А. Дневник белогвардейца, М., 1929, с. 252. 167. Карпаторусское слово, Омск, № 22, 1.10.1919. 168. Иртыш, № 40, 23.10.1919, с. 7, 9. 169. Останні західньо-українські частини на Великій Україні // Літопис Червоної Калини, Львів, ч. 9, с. 14.

В.Ж. Цветков: Ну тут, явных противорчеий источников нет. В газетной статье говорится о взятии в плен части полка. Сдались ли они сами или их взяли в плен? Можно понять по-разному. Но, безусловно, часть полка "оказалась" у красных. Будберг, кстати, в это время был уже от Омска очень далеко - аж в Приморье. Поэтому его сведения, очевидно, чей-то пересказ (что, кстати, для его дневника не так редко). Потом, но возможно уже после Омска, оставшаяся часть полка попала в плен и была отправлена на польский фронт (вполне распространенная практика в 1920 г.). А, может быть, просто "застряли" в знаменитой "ленте эшелонов" при эвакуации Омска, которая постепенно "отрезалась" РККА. Тут нужно бы узнать, что за деревня З. имеется в виду. У меня, при перепечатке, сомнения вызывали фамилии. Шрифт в газете разный, некоторые буквы уже "слепые". Поэтому непонятно, например, Петряк или Петрик. Но, что фамилия командира полка Гамбль - это читается четко. Светлые шинели - очевидно австрийская форма. Несвопадение в дате вручения знамени на один день - не такая существенная разница для прессы. Кстати, 9 ноября - это последний день выхода "Сибирской речи" и "Правительственного вестника" в Омске. Через 5 дней в город вошли части РККА.

В.Ж. Цветков: Спасибо Юрий, за указания на источники! Как видите, сведений о 23 октября там уже быть не могло.

Юрий К.: В.Ж. Цветков пишет: Несвопадение в дате вручения знамени на один день - не такая существенная разница для прессы. Василий Жанович! А, ведь, несовпадений в дате вручения знамени нет. Это произошло именно 11.10.1919. 12 октября состоялись торжественные проводы целого полка добровольцев – карпаторуссов на фронт. Торжество началось накануне (т.е. 11 октября - Ю.К.), в центральном комитете карпаторуссов, где происходило собрание по поводу прибивки знамени к древку.

В.Ж. Цветков: Да, все точно. Это, кстати, Собор преподобных отцов Киево-Печерских и день благоверного князя Вячеслава Чешского (у Колчака был принят н.ст.). Может быть с этим и связано вручение знамени и благословение архиепископа Сильвестра.

Юрий К.: В.Ж. Цветков пишет: Это, кстати, Собор преподобных отцов Киево-Печерских и день благоверного князя Вячеслава Чешского (у Колчака был принят н.ст.). Может быть с этим и связано вручение знамени и благословение архиепископа Сильвестра. Спасибо за данное указание! Я, например, на это обстоятельство внимания не обратил.

Олег: Уважаемые коллеги! Деревня за которую вел бой 1-й Карпаторусский стрелковый полк (это его официальное название) - это село Большекурейное Макушинского района Курганской области. Это был единственный бой этого полка. Вообще по замыслу белого командования Карпаторусский полк и Саткинский егерский полк должны были ударом в левый фланг сбить красные части наступавшие по петропавловскому тракту и уже охватывавшие левый фланг 3-й армии Сахарова. То есть белое коамндование пыталось повторить что то вроде знаменитого удара Сибирского казачьего корпуса у пресновской, но уже в исполнении пехотных частей. При этом если карпаторуссы наступали на Большекурейное, то саткинцы наступали на д.Покровку. Противостоял карпаторуссам 44-й полк (комполка Филатов) красной 5-й Пензенской дивизии. Из оперативных сводок красных. карпаторуссы под огнем подошли к окопам красных вырытых вокруг села и выбили красных, которые отошли на одну из окраин села, но затем 420 солдат-карпаторуссов с 8 митральезами перешли на сторону красных и открыли огонь по своим. В результате красные перешли в контратаку и выбили карпаторуссов из села. кстати потери красных - на порядок меньше, если верить цифре в 300 человек потерь карпаторуссов. Больше карпаторусский полк, по крайней мере до Петропавловска точно, в боях не участвовал, а через несколько дней вообще был выведен из состава Сибказкорпуса и передан в состав Омского военного округа. В последующие после описанного боя дни, красные оперсводки упоминают о переходе к ним еще несколько групп перебежчиков-карпаторуссов. В наши дни у озера возле с.Большекурейное была обнаружена странной формы каска, которая сейчас как неидентифицированный объект храниться в запасниках районного музея. Я выложил фото этой каски на сайте "49 дивизия" - "форум" - "Военная археология по ГВ". посмотрите, может у кого то будут какие-либо мнения. Кстати все приведенные мной сведения - из архива РГВА, так как я занимаюсь сбором материалов по петропавловской операции. Из украинских же полков в армии Колчака к осени 1919года находились 1-й Украинский имени гетмана Сагайдачного полк (в составе Сводной группы Доможирова) и 2-й Украинский полк (в тылу, на фронт не выдвигался из за ненадежности)

В.Ж. Цветков: Спасибо. Очень важная информация!

Олег: Кстати, в прошлом году побывали в Большекурейном, так вот никто из местных жителей не мог вспомнить ничего о бое карпаторуссов под селом, никто не мог вспомнить и про какие-либо окопы вокруг села. Правда в это же время в 1919г село пережило трагедию - было почти все уничтожено белыми с массовыми расстрелами местных жителей, так что возможно, что эта трагедия заслонила в памяти народной описываемый бой карпаторуссов.

Олег: Михайле А в приводимой Вами книге нет ли упоминаний о том из кого был сформирован и какое обмундирование носил 1-й Украинский имени гетмана Сагайдачного полк армии Колчака?

Михайло: Олег пишет: А в приводимой Вами книге нет ли упоминаний о том из кого был сформирован и какое обмундирование носил 1-й Украинский имени гетмана Сагайдачного полк армии Колчака? Упоминание есть, но вряд ли поможет, я выкладывал уже в теме: http://1918.fastbb.ru/?1-8-0-00000004-000-0-0-1191511287 Там о курене имени Шевченко и о полке имени Сагайдачного в одной куче, здесь продублирую то, что касается Вашего вопроса: Ярослав Тинченко, "Армии Украины 1917-1920 гг.", серия "Униформа армий мира", М.: ООО "Восточный горизонт", 2002. По некоторым сведениям, одних военнопленных-галичан в Сибири набралось около четырех тысяч человек. Именно из них, а также из местных украинцев летом 1918 года началось формирование двух украинских частей: куреней имени гетмана Сагайдачного и Тараса Шевченко. Первый из них был создан в Омске, второй – в Челябинске. Сложно сказать, какой процент в этих частях был местных жителей-украинцев, а какой – военнопленных. Но, судя по всему, влияние местного элемента в куренях было намного сильнее, нежели галичан. /.../ Оба куреня формировались независимо от высшего начальства, поскольку были включены в состав русских армий лишь отдельными приказами от 3 и 11 марта 1919 года. Причем, к тому времени Украинский курень имени Сагайдачного развернулся в одноименный стрелковый полк [158]. /.../ Как был обмундирован Курень имени Сагайдачного – к сожалению, неизвестно. /.../ Украинский стрелковый имени гетмана Сагайдачного полк, судя по всему, оставался в белых армиях до конца. По крайней мере, чем он закончил – неизвестно. Первое время (с июня 1918 по март 1919) полк дрался в составе 2-го Степного Сибирского корпуса, затем был переброшен на самый крайний фланг армий Колчака – в Южную группу Западной белогвардейской армии, наконец, в мае 1919 был зачислен в состав 1-го Волжского армейского корпуса [162]. Что с полком случилось дальше – пока неизвестно. _____________ 158. РГВА ф.40213, оп. 1, д.1480, ч.2, б.л., приказ №166; д.1481, ч.3, б.л., приказ №275. /.../ 162. Путеводитель по фондам Белой армии, М., 1998, с.98, 119, 147. Кстати, автор цитируемой книги регулярно бывает на форуме http://forum.milua.org -- спрашивайте!

Kgg: Насколько мне известно - курень имени Сагайдачного имел 2-й номер, а 1-й номер был у куреня имени Шевченко. Или нумерация после перехода шевченковцев на сторону красных была изменена?

Эстет военный: Можно ли использовать материалы по униформе корпаторуссов? Приведенные в этой книге

Олег: Согласно. опросов пленных хранящихся в документах 26-й и 35-й дивизий в РГВА, в Сибири было сформировано 9 украинских полков, семь из которых было впоследствие расформировано самим белым командованием из за ненадежности. Оставшиеся два полка в документах красных фигурируют как №1 и №2, при этом первым номером считался тот который был на фронте в группе Доможирова, а вторым номером считался тот который был из за ненадежности не отправлен на фронт, а перебазирован на стан.Иссык-куль, при чем полку даже не выдали пулеметы. В документах белых, у полка находящегося на фронте вообще не указавается его номер, а просто название - Гетмана Сагайдачного, при этом со слов пленных полк формировался не в Омске, а в Татарске, затем был разбит на фронте, отведен в тыл, где был переформирован.

asad: Друзья! Почему вы путаете украинцев с карпаторуссами-русинами? Это серёзная ошибка, которой пользуются украинские мифотворцы, записавшие всех русинов в украинцев-даже псковских, новгородских, и команду "русенборг"

Михайло: asad пишет: Друзья! Почему вы путаете украинцев с карпаторуссами-русинами? Потому что русины -- это и есть старое название украинцев. Галичане так себя называли еще в начале 20-го века.

кювернат Ювяшжт: asad пишет: Друзья! Почему вы путаете украинцев с карпаторуссами-русинами? Это серёзная ошибка, которой пользуются украинские мифотворцы, записавшие всех русинов в украинцев-даже псковских, новгородских, и команду "русенборг" И на исторический сайт пробрались... "Русини" - производное от слова "Русь", в Московии оно превратилось в "русских", в Западной Украине в "русинов". Слово использовалось в латинской транскрипции ("Ruthenia", т.е. "Русь", "русини" - совр. англ. "Ruthenians") со средневековья, и активно в Австро-Венгрии, включавшей земли Западной Украины. В качестве определения украинского населения Галиции использовался термин "русины", как вариант для Закарпатья - "карпато-русы". Что здесь может быть непонятно?

капрал: Русины в Закарпатье Русин, населяющих Восточную Европу, в том числе Украину, часть исследователей относит к украинцам, другие называют их отдельной этнической группой. Национальность "русин" признали около двух десятков стран (Украина в их число не вошла). Закарпатье, где проживает значительная часть русин, в разное время входило в состав Чехословакии, Венгрии, советской Украины. По данным украинской переписи 2001 года, в Закарпатской области проживали около десяти тысяч представителей этой этнической группы (сами русины заявили, что цифры занижены). В 1991 году в области, одновременно с референдумом о независимости Украины, был проведен референдум об автономии региона (большинство проголосовавших эту инициативу поддержали). Однако юридических последствий итоги этого голосования не имели.

В.Ж. Цветков: Вот встретилось по ходу дела. Может быть и известный факт. Тогда - ради интереса. "...Что обозначают наши кокарды ? Кокарды, которые носят наши солдаты на фуражках, изображают наш галицо-русский герб, т.е. желтый лев в синем поле, поднимающийся на скалу. Герб окаймлен русской национальной лентой в знак того, что наша Родина объединяется со всем русским народом..." Катехизис добровольца-карпаторусса. Омск, 1919.

Леонид: Интересно,что А.Каревский,ссылающийся в своей реконструкции формы карпатороссов на Тинченко пишет о кокардах старого русского образца,оранжевые с черными выпушками,просветами и литерой "К" погоны.Кто прав?думаю национальная кокарда карпаторуссов была либо проектом,либо изготовлена в мизерном количестве и использовалась старая русская кокарда,хотя какими источниками пользовался Тинченко-?

В.Ж. Цветков: Весьма вероятно, что эта кокарда была далеко не у всех карпаторуссов. В условиях военного времени вряд ли возможно было сделать нечто более существенное (в плане униформы), чем погоны, выпушки, петлицы.

Леонид: Согласен с Вами,погоны пошить,конечно проще,чем изготовить металлическую кокарду.Скажите,Василий Жанович,а Ваши сведения об униформе карпатороссов из "Карпаторусского вестника"?Что это была за газета?кем издавалась?много ли номеров вышло?

Юрий К.: Думаю, что несколько сотен штампованных кокард принятого образца могли изготовить без особых проблем. Ведь, изготовили, например, дроздовцы для себя в Харькове в 1919 г. медали "Поход Дроздовцев"... Да, и в брошюре говориттся прямо: "Кокарды, которые носят наши солдаты на фуражках...". Значит, все-таки, носили.

Леонид: Интересный вопрос еще с обмундированием:в "Карпаторусском вестнике" указывается на русское,А.Каревский считает,что использовалось и британское,тем более,что на заключительных этапах все новые части получали полный комплект британского обмундирования и снаряжения.Думаю,что было комбинированное:снарядили как могли.

В.Ж. Цветков: Специальных сведений об униформе там нет. есть вот только рисунок ч/б где карпаторусс (в полевой униформе русского образца, в фуражке с погонами к.р.) беседует с казаком. Есть еще аналогичный рисунок где карпаторусс в форме, похожей на сербскую беседует с типичным карпатским крестьянином (в шляпе, около плуга) Газеты смотрел в Научной библиотеке ГА РФ. Там за 1919 год еженедельная газета "Карпаторусское слово" (не "вестник", прошу прощения). Там почти все номера с января по октябрь 1919 г. Издавалась Центральным Карпаторусским Советом в Омске. Содержание, главным образом "общественно-политическое", отражающее возрождение славянства под защитой антибольшевистской (Белой) России. Катехизис добровольца-карпаторусса публиковался и в газете и в отдельной брошюре в форме вопрос-ответ. Но там 95% информации - освобождение карпаторуссов от австро-немецкого "ига" и национальное возрождение в составе России. А по униформе только один этот вопрос и ответ на него. Пока больше не встречал. На 1-й странице части номеров - Карпатский всадник - богатырь.

Леонид: Уважаемый Василий Жанович!Огромное спасибо Вам за материал,скажите,а не сохранилось ли сведений о судьбе описанного знамени карпаторуссов,захватили ли его красные или оно было вывезено в эмиграцию или пропало без следа?

В.Ж. Цветков: У меня нет сейчас под рукой книги Казакова, но можно проверить. В любом случае варианта 2 (оба в том, что оно оказалось у "красных"). 1). Возможно музей истории религии и атеизма (туда отправляли т.н. "церковные изображения"), т.е. Казанский собор в Ленинграде (там был музей). Например, фото одного из знамен Дружин Святого Креста в журнале "Воинствующий безбожник" было опубликовано. 2). Музей Вооруженных сил. В ЦМВС было и есть много знамен в том числе и сибирских. Причем попасть они могли сюда и после 1920 г. и после 1945 г. Есть еще, конечно, вариант, что оно было уничтожено или вывезено за рубеж и потом вернулось в Украину. Но я лично указаний на его судьбу в Украине не встречал.

Леонид: Уважаемый Василий Жанович!Насчет знамен в ЦМВС знал,так как пытался отследить судьбу знамен сибирских частей,но о том,что у карпаторуссов было свое знамя узнал впервые,если будет возможность,взгляните,пожалуйста,в книге,может есть все-таки хоть что-то о судьбе знамени.

В.Ж. Цветков: Казакова просмотрел. По его описаниям выходит, что знамена удалось вывезти в Китай только тех частей, которые были в Забайкалье в 1920 г. Карпаторуссы до Байкала не дошли. Так что весьма вероятно, что знамя осталось в России. Если, конечно, не уничтожили. Можно предположить его наличие в фондах бывшего музея религии и атеизма (как и знамени Дружины Святого Креста). Но это нужно уже Питер запрашивать.

Леонид: Да,вопрос остается открытым,может быть где-нибудь всплывут какие-то документы,воспоминания.

Bogdan: Олег, очень интересные информации. Можеш мне послать мейль? Богдан bhorbal@nypl.org

Bogdan: Олег Олег, очень интересные информации. Можеш мне послать мейль? Богдан bhorbal@nypl.org

Роман: В.Г. Хандорин "Карпаторуссы в Белом движении" Из истории национального движения карпаторуссов (русин). Статья доктора исторических наук Владимира Геннадиевича Хандорина посвящена исследованию пророссийского направления в национальном движении карпаторуссов (русин) периода Гражданской войны в России. Освещая попутно зарождение данного направления и его противостояние украинскому националистическому течению в условиях Австро-Венгерской монархии, статья обосновывает идейную близость его Белому движению в России и раскрывает на архивных документах факты их активного взаимодействия. Примечательную страницу в истории украинско-русских отношений составляет борьба русинского (карпаторусского) народа за воссоединение с Россией в период Гражданской войны. 12 декабря 1918 г. собрание карпаторуссов в Киеве вынесло резолюцию: «Прикарпатская (то есть Галицкая, Буковинская и Угорская) Русь составляет в историческом и национально-этнографическом отношении искони русский край... огромное большинство карпаторусского населения всегда считало и ныне считает себя русским». В связи с этим собрание высказалось «за присоединение всей этнографической территории Прикарпатской Руси к вновь объединяющейся единой и неделимой России (здесь и далее выделено мной – В.Х.)» [7. Лл. 7об–8]. Примечательно, что национальную Россию карпаторуссы видели в лице белогвардейских правительств А.В. Колчака и А.И. Деникина, а не революционно-интернационального Советского правительства, начертавшего на своих знаменах «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 12 февраля 1919 г. уполномоченный Русского исполнительного комитета во Львове (сформированного 24 ноября 1918 г., вскоре после капитуляции Германии и распада Австро-Венгрии) доктор прав Э.М. Вальницкий сообщал Российскому правительству адмирала А.В. Колчака, что в Одессе ведутся переговоры с английским и французским командованием и с Добровольческой армией о формировании отряда из находившихся в плену в Италии карпаторуссов. «Галицко-русское общество» в Одессе во главе с графом В. Бобринским приветствовало Колчака как Верховного правителя России. По словам Вальницкого, «громадное большинство русского населения Восточной Галичины, Лемковщины, Угорской Руси и Буковины... ждет только возможности свергнуть ненавистное иго румын (в Буковине), поляков (в Лемковщине) и украинских мазепинцев (в Восточной Галиции) и объединиться, как это было со времени Святого Владимира до 1340 г., со всем русским народом» [6. Л. 2]. По официальной австрийской статистике, в 1910 г. на территории Австро-Венгерской империи проживали 4,1 млн. русин, все – на востоке и юго-западе Галиции, северо-западе Буковины и севере Венгрии (Угорская Русь) [1. Л. 25]. В Омске также был сформирован Центральный карпаторусский совет из представителей русин, проживавших на востоке России. В начале работы Версальской мирной конференции, завершившей Первую мировую войну, этот совет вручил французскому «высокому комиссару» Реньо адресованную президенту Французской республики Р. Пуанкаре декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Несмотря на шестивековую политическую обособленность от России, население Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ в беспрерывной тяжелой борьбе отстояло свой национальный русский облик вплоть до наших дней... Многочисленные процессы о государственной измене (до 1918 г. Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии – В.Х.), как, например, процесс Ольги Грабарь в 1882 г., Мармарош-Сиготский процесс о[тца] Алексея Кабалюка и 93 угрорусских крестьян в 1913 г. и Львовский процесс Бендасюка и товарищей в 1914 г., не только не запугали население, но перед всем миром засвидетельствовали о живучести русской национальной идеи в пределах Прикарпатской Руси. С самого начала нынешней войны австро-венгерские власти ввели в стране беспощадный террор... По беспристрастным заявлениям чешских и польских депутатов в июньских заседаниях Венского парламента, свыше 30 тысяч карпатороссов повешены и расстреляны за исповедуемую ими русскую идею... Когда в 1915 г. богатырская русская армия из-за отсутствия снарядов вынуждена была отступить из пределов Галиции, тысячи карпатороссов покинули свой кров и свои насиженные места и, найдя убежище в родной России, приняли живое участие в борьбе против общего врага – Австро-Германии. Они поступили добровольцами в русскую армию, в чешские и сербские воинские части... Центральный карпаторусский совет заявляет, что мирное культурно-национальное развитие Прикарпатской Руси возможно только в пределах Российского государства, с предоставлением населению областной автономии... В момент величайшего счастья Франции, освободившей Эльзас-Лотарингию от тяжелого германского гнета, Центральный карпаторусский совет просит Вас, господин Президент, выслушать голос забытой и забитой Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ и дать ей возможность воссоединиться с родной великой Россией» [3. Лл. 4–5]. В более развернутом виде позиция прорусски настроенных русин была высказана в докладной записке Центрального карпаторусского совета, поступившей еще накануне колчаковского переворота в Министерство иностранных дел демократического правительства Директории, 12 ноября 1918 г. В ней заявлялось: «Колыбель русского племени, Прикарпатская Русь /Галичина, Буковина и Угорская Русь/ на протяжении своего тысячелетнего исторического существования всегда самоопределялась как русская земля... Хотя в конце XIV столетия эта страна подпала под чужеземное иго и в течение шести веков лишилась политической связи с остальной Русью, однако за все время своей политической зависимости она не порвала духовной связи с Россией... Население Прикарпатской Руси, в нынешнее время насчитывающее свыше 5 миллионов, принадлежит к малорусской ветви. В Галичине оно исповедует унию, в Буковине православную веру, в северной Венгрии (земли Угорской Руси – В.Х.) шло сильное движение в сторону православия». Далее в документе признается, что Первая мировая война «застала интеллигенцию Прикарпатской Руси разбитой на два друг другу враждебных лагеря», один из которых ориентировался на Россию, другой – на создание независимой объединенной Украины [5. Л. 3–3об]. Далее, в продолжении записки авторы упрекают «старое» (императорское) российское правительство в том, что оно на протяжении XIX века пренебрегало интересами национального воссоединения «малорусского» (украинского) народа под эгидой Российской империи, идя на поводу у австрийской и германской политики, и этим отчасти объясняет успех инспирированной Австро-Венгрией в западноукраинских землях пропаганды украинского сепаратизма, своим острием направленной против России, под властью которой находилась большая часть украинских (малороссийских) земель. Не случайно именно здесь, в Галиции, под патронажем австрийской администрации сформировалась в конце XIX века историком М.С. Грушевским и его последователями идея объединенной «самостийной Украйны» [5. Л. 6], впервые высказанная в 1888 г. немецким философом Гартманом (не скрывавшим, что идея «Украинского королевства» направлена прямо против России). В итоге западноукраинская и русинская интеллигенция раскололась на русофильский и националистический лагеря. Второй поставлял в годы Первой мировой войны кадры добровольцев в австрийскую армию, воевавшую против России, а в годы Гражданской войны – «сечевых стрельцов» в украинское националистическое войско С. Петлюры (составлявших, кстати, единственную боеспособную часть этого войска). Первый же тяготел к России и поставлял кадры в русскую армию, а в годы Гражданской войны – полки добровольцев в белые армии А.И. Деникина и А.В. Колчака (ибо, естественно, безнациональную Советскую республику русины не могли воспринимать как национальную Россию). В докладной записке приводится текст национального гимна русофилов-карпаторуссов, сочиненного ими в годы Первой мировой войны: Пора, пора за Русь Святую Идти сынам на бой, ура! За неделимую, родную Вставать нам всем давно пора. Бог нам поможет, Бог всё с нами, Проснись, народ, на свет взгляни, Смело ступай отцов следами И Русь единую храни! [5. Л. 7]. Из русинских добровольцев были сформированы один карпаторусский полк в составе деникинских Вооруженных сил Юга России и один – на колчаковском Восточном фронте. 2-й карпаторусский съезд в Омске 14–15 апреля 1919 г. под председательством доктора А. Копыстянского призвал всех карпаторуссов вступать в армию А.В. Колчака, скромно испрашивая для себя лишь областной автономии в составе России [2. Л. 20об]. Не случайно колчаковский МИД 14 февраля 1919 г. констатировал: «В настоящий момент наиболее близкими для России и по своим симпатиям, и по общим интересам являются карпаторуссы и югославяне» (королевская Югославия была единственным зарубежным государством, де-юре признавшим в мае 1919 г. правительство Колчака в качестве всероссийского и установившим с ним дипломатические отношения), и ходатайствовал перед Совмином об ассигновании на их поддержку 1 млн. 250 тыс. рублей [4. Лл. 2–3]. Впрочем, в дальнейшем сформированный в армии А.В. Колчака Карпаторусский добровольческий полк попал почти в полном составе в плен к красным. Вместо послесловия остается сказать: в то время русины, считая себя частью «малороссийской» ветви русского народа, не противопоставляли себя ни украинцам, ни русским. Потом наступило «воссоединение» Западной Украины, Закарпатья и Буковины с СССР, сталинская «советизация», и пути галичан («западенцев») и закарпатских русин разошлись. Первые стали цементирующей основой антирусского национализма, отождествляя Россию с СССР. Но после образования «незалежной» Украины с распадом СССР самым примечательным стало то, что закарпатские русины, перестав отождествлять себя с украинцами (они и этнически различаются – галичане испытали влияние поляков, закарпатские русины – мадьяр), стали добиваться автономии в ее рамках, а поскольку киевское правительство им таковую не предоставляет, стали в значительной массе вновь тяготеть к России. Так иронизирует история над сегодняшним украинским национализмом. Библиографический список: 1. Выписка из официальной сводки населения Австро-Венгрии за 1910 г. // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. р-176 (Совет министров Российского правительства А.В. Колчака). Оп. 3. Д. 65. 2. Декларация 2-го карпаторусского съезда в Омске 14–15 апр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65. 3. Декларация Центрального карпаторусского совета президенту Французской республики Р. Пуанкаре, февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-200 (Министерство иностранных дел Российского правительства А.В. Колчака). Оп. 1. Д. 357. 4. Докладная записка управляющего Министерством иностранных дел И.И. Сукина председателю Совета министров Российского правительства А.В. Колчака П,В. Вологодскому 14 февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 94. 5. Докладная записка Центрального карпаторусского совета Министерству иностранных дел Временного Всероссийского правительства /Директории/ 12 нояб. 1918 г. // ГА РФ. Ф. р-200. Оп. 1. Д. 357. 6. Письмо уполномоченного Русского исполнительного комитета во Львове Э.М. Вальницкого Российскому правительству адмирала А.В. Колчака 12 февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65. 7. Протокол собрания карпаторуссов в Киеве 12 дек. 1918 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65.



полная версия страницы